Авторизация

 

Положение

Заявка

Согласие на обработку персональных данных

Квитанция на оплату

Предварительная регистрация

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о II Областной дистанционной олимпиаде по истории изобразительного искусства,

посвященной 75-тилетию Победы в Великой Отечественной войне

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения II Областной дистанционной олимпиады по истории изобразительного искусства (далее Олимпиада), ее организационное, методическое, ресурсное и информационное обеспечение.

1.2. Учредитель Олимпиады - Департамент по культуре Томской области.

1.3. Соучредитель Олимпиады - Управление культуры Администрации г. Томска

1.4. Организатор Олимпиады – Областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Томский областной инновационный учебно-методический центр культуры и искусства» (ОГОАУ ДПО ТОИУМЦКИ).

1.5. Олимпиада представляет собой соревнования, предусматривающие выполнение конкретных заданий с последующей оценкой качества, проводимые в течение определенного времени и завершающиеся награждением победителей.

1.6. Периодичность проведения Олимпиады - один раз в три года.

1.7. Тема Олимпиады 2020 года: «Великая Отечественная война в творчестве советских художников»

 

2. Цели и задачи Олимпиады

2.1. Цель Олимпиады – повышение качества теоретической подготовки обучающихся детских художественных школ и художественных отделений ДШИ Томской области.

2.2. Задачи Олимпиады:

  • активизация творческой активности обучающихся детских художественных школ и художественных отделений ДШИ;
  • создание дополнительных условий для развития и реализации творческих способностей учащихся ДХШ и художественных отделений ДШИ;
  • популяризация предмета «История изобразительного искусства»;
  • выявление и поддержка обучающихся, одаренных и перспективных в области истории искусства;
  • представление и распространение педагогического опыта, повышение профессионального мастерства преподавателей теоретических дисциплин в области изобразительного искусства.

 

3. Участники Олимпиады

3.1. В Олимпиаде принимают участие обучающиеся старших классов детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств Томской области, направленные соответствующими образовательными организациями.

3.2. Для выполнения конкурсных заданий участникам необходимо знать:

  • основные понятия и общие сведения из области искусства: виды, жанры искусства, выразительные средства живописи, графики, скульптуры; алгоритм стилистического анализа произведений изобразительного искусства и т.д.;
  • основные исторические события 40-50-х годов ХХ века, а также понятия, характеризующие главные аспекты художественной жизни (советское искусство, «социалистический реализм» какхудожественный метод, художественный документализм, монументальное искусство, официозное искусство, «сталинский классицизм» и др.)
  • сведения о жизни и творчестве художников 1941-1945 годов и послевоенного десятилетия (А.Пластова, А.Дейнеки, Ю.Непринцева, Д.Шмаринова, А.Пахомова, В.Мухиной, Е.Вучетича) (Приложение 1);
  • авторство и полные названия работ, представленных в списке (Приложение 1);
  • сюжеты, истории и год создания, стилистические особенности работ, представленных в списке (Приложение 1).

 

4. Порядок проведения и условия участия

4.1. Олимпиада проводится в два тура:

  • 1 тур – отборочный – проводится до 16 апреля 2020 года в образовательных учреждениях (ДХШ, ДШИ) на основании данных об успеваемости обучающихся. Решение о составе участников 2 тура оформляется протоколом отборочной комиссии образовательного учреждения, и автоматически подтверждает готовность образовательного учреждения предоставить всю необходимые условия, в т.ч. проинформировать участников об особенностях использовании дистанционных технологий в ходе выполнения заданий второго тура Олимпиады.
  • 2 тур проводится организатором 30 апреля 2020 года с использованием дистанционных технологий, в формате индивидуального участия онлайн.

4.2. Олимпиада включает в себя два конкурсных задания: теоретический и визуальный тесты. При составлении каждого из заданий могут быть использованы нетрадиционные подходы, с использованием аудио- и видеоматериалов. Все задания разрабатываются членами жюри.

4.2.1. Визуальный тест – задание на определение полного названия художественного произведения (по полному изображению или его части) и его автора.

4.2.2. Письменный тест (2 части):

  • задание с выбором или внесением ответа на компетентное использование понятий, терминов и кратких сведений о жизни и творчестве художников;
  • анализ предложенного произведения искусства (свободное изложение).

4.3. Критерии оценки конкурсных работ:

4.3.1. Визуальный тест оценивается по следующим составляющим:

  • определение авторов и их названия – 3 балла;
  • определение только автора – 1 балл;
  • определение только названия – 1 балл;
  • полностью ошибочный ответ – 0 баллов.

4.3.2. Критерии оценок теста с выбором ответа:

  • правильный ответ – 2 балла;
  • неполный ответ – 1 балл;
  • неправильный ответ – 0 баллов.

4.3.3. Критерии оценки свободного ответа (анализ произведения):

  • определение авторства произведения искусства, названия, жанра – до 2 баллов;
  • объяснение содержания данной работы и ее образно-стилистический анализ – до 4 баллов;
  • характеристика композиции и ее составляющих частей – до 4 баллов;
  • определение технических средств исполнения данного художественного произведения – до 2 баллов;
  • оценка цельности восприятия произведения и личное отношение к анализируемому объекту искусства – до 4 баллов;
  • четкость и лаконичность изложения собственных мыслей - до 2 баллов.

4.4. До начала Олимпиады организатор информирует участников об условиях и требованиях по проведению Олимпиады, её продолжительности, о случаях прекращения участия при нарушении. В случае нарушения участником условий и требований по проведению Олимпиады участник лишается права дальнейшего участия в олимпиаде текущего года, его результаты аннулируются, оплата услуг по организации Олимпиады не возвращается.

4.5. Во время выполнения заданий Олимпиады участникам запрещается использовать дополнительные средства связи, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, за исключением средств, разрешенных организатором Олимпиады, и специальных технических средств для участников Олимпиады с ограниченными возможностями здоровья.

4.6. Выполненные работы участников обезличиваются (зашифровываются) и оцениваются членами жюри согласно критериям п. 4.4 .

4.7. Работы, выполненные участниками Олимпиады, не возвращаются.

4.8. Для участия в Олимпиаде необходимо в срок до 20 апреля 2020 года направить организатору следующий пакет документов:

1) заявку на участие (коллективную) от направляющего образовательного учреждения (приложение № 2), заверенную руководителем;

2) решение отборочной комиссии (протокол) направляющего образовательного учреждения о результатах отборочного тура;

3) подтверждение оплаты услуг по организации Олимпиады;

4) согласие на обработку персональных данных (индивидуально, от каждого участника или законного представителя, по форме приложения № 3).

4.9. Пакет документов отправляется организатору в электронном виде на электронный адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. в сканированном и текстовом (только заявка) вариантах.

 

5. Жюри

5.1. Жюри Олимпиады формируется организатором из числа ведущих преподавателей профессиональных колледжей/училищ и высших учебных заведений по профилю Олимпиады. Состав жюри и его председатель утверждаются приказом Организатора.

5.2. Жюри Олимпиады:

  • руководит подготовкой Олимпиадных заданий, разрабатывает критерии их оценивания;
  • проводит анализ выполненных Олимпиадных заданий;
  • утверждает результаты проверки выполненных Олимпиадных заданий;
  • устанавливает количество и утверждает список победителей и призеров Олимпиады;
  • представляет в оргкомитет Олимпиады аналитические отчеты о результатах проведения олимпиады.

5.3. Право решения спорных вопросов при оценивании выполненных конкурсных заданий принадлежит председателю жюри.

5.4. Решение жюри оформляется протоколом и после объявления результатов пересмотру не подлежит.

 

6. Подведение итогов и определение победителей

6.1. Подведение итогов Олимпиады проводится по результатам личного (индивидуального) зачета согласно рейтингу итоговых баллов, набранных каждым участником за выполнение всех заданий.

6.2. Победители Олимпиады:

- Лауреат Гран-при - участник Олимпиады, набравший максимальное количество баллов и показавший высокий уровень подготовки по истории изобразительного искусства. Награждается Дипломом Лауреата Гран-при;

- Лауреаты I, II, III степени - участники, занявшие соответственно 1, 2, 3 места. Награждаются дипломами соответствующей степени.

- Дипломанты - участники, занявшие 4 место. Награждаются Дипломами IV степени.

6.3. Жюри имеет право:

  • присуждать не все дипломы;
  • присуждать дипломы одной степени нескольким участникам;
  • присуждать специальные дипломы за высокий профессиональный уровень выполнения отдельного задания.

6.4. Участникам Олимпиады, не получившим звания Лауреата или Дипломанта, направляются сертификаты участника II Областной олимпиады по истории изобразительного искусства (представителям направляющих учреждений).

6.5. Все преподаватели, подготовившие победителей Олимпиады, получают Благодарности.

 

7. Финансовые условия

7.1. Финансовое обеспечение Олимпиады складывается из финансовых средств учредителя, соучредителя, оплаты услуг по организации Олимпиады.

7.2. Оплата услуг по организации Олимпиады производится до 25 апреля 2020 года в следующем порядке:

- для участников из образовательных учреждений сферы культуры Томской области – 500 рублей с одного человека;

- для участников из ДХШ и ДШИ других ведомств Томской области – 600 рублей с человека.

7.3. Оплата может быть произведена любым из предложенных способов:

  • безналичным перечислением от юридического лица с оформлением соответствующего пакета документов. Справки по оформлению документов – т. 8 3822 60-91-94, контактное лицо – Кулешова Ольга Геннадьевна;
  • безналичным перечислением от физического лица (банковский или почтовый перевод) по следующим реквизитам:

Директор Пузачева Светлана Сергеевна действует на основании Устава

ИНН 7021000830 КПП 701701001

Департамент финансов Томской области (ОГОАУ ДПО ТОИУМЦКИ л/с 8101000002)

Р/сч. № 40601 810 4 0000 3000001

В Отделение Томск г. Томск,

БИК 046902001       

Внимание!

При заполнении графы "назначение платежа" необходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО  указать:
Код субсидии 2000000814 Ан. Группа 130

В противном случае Ваш платеж не будет принят по назначению.

Наименование платежа: Оплата услуг по организации II Областной олимпиады по истории изобразительного искусства.

Дополнительно: по требованию операторов при оформлении платежа можно указать КБК 00000000000000000130. ОКТМО 69701000

 Справки по вопросам, связанными с реквизитами, обращаться по тел. 8 (3822) 60-91-98, главный бухгалтер Жукова Наталья Ивановна.

7.4. Все расходы, связанные с организацией дистанционного участия по месту нахождения участников, несут организации, направляющие заявку.

7.5. В случае отказа от участия в Олимпиаде после 10 апреля 2020 года включительно, средства, оплаченные за услуги по организации Олимпиады, не возвращаются.

 

 

 

Объем знаний, необходимый для выполнения заданий,

и список произведений для визуального теста

1. Основные понятия изобразительного искусства, искусствоведческие термины.

2. Творчество художников:

Пластов Аркадий Александрович. Тема войны в творчестве А. А. Пластова. Послевоенный период как самый значительный в творчестве А. Пластова («Первый снег» 1946, «Колхозный ток» 1949, «Ужин трактористов» 1950, «Юность» 1954, «Полдень»).

Источники:

1. Сысоев В.П. Аркадий Пластов - https://knigogid.ru/books

2. Филиппова И. И. Поздние произведения А. А. Пластова: образы и смыслы. - Культура и искусство 4(16), 2013 - http://en.nbpublish.com

Произведения для визуального теста: «Фашист пролетел», «Немцы идут. Июль. 1941», «Защита родного очага», «К партизанам», «Один против танка», «Пленных ведут», «На сталинградских дорогах», «Жатва», «Сенокос».

 

Дейнека Александр Александрович. Реализация в творчестве Дейнеки идеи взаимодействия человека и пространства. Роль пластических состояний, композиционных схем, основанных на перспективе и свойствах ракурса, орнаментального силуэта, линейного и цветового ритмов. Роль живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя» в искусстве Дейнеки. Своеобразие решения сюжета обороны города в сопоставлении произведений «Оборона Петрограда» (1924) и «Оборона Севастополя».

Источники:

1. Дейнека А. Жизнь, искусство, время..- http://indbooks.in/;

2. «Контрасты и ритмы Александра Дейнеки»

Документальный фильм (Россия, 2009).Режиссер:Виктор Спиридонов - https://tvkultura.ru/

3. Сысоев В.П. Александр Дейнека- http://gorenka.org/

4. Дейнека А. «Учитесь рисовать» (М., 1961)

Произведения для визуального теста: «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», «Сгоревшая деревня», «Оборона Севастополя», «Сбитый ас»

 

Непринцев Юрий Михайлович. Творческая и организаторская деятельность во время войны. История создания и особенности композиционного решения картины «Отдых после боя» (1951). Педагогическая деятельность Ю.Непринцева.

Источники:

Танаков А.И. Юрий Михайлович Непринцев - http://neprincev.narod.ru

Произведения для визуального теста: «Отдых после боя», «Хлеб», «Последняя граната», «Лиза Чайкина», «Рассказ об отце»

 

Шмаринов Дементий Алексеевич. Особенности авторского изобразительного языка. Творчество периода Великой Отечественной войны: плакаты («Раздавить фашистское чудовище» 1941, «Отомсти!» 1941, «Красная Армия несет освобождение от фашистского ига»). История создания и анализ станковой серии «Не забудем, не простим» (1942).

Источники:

1. Долгополов И.В. Дементий Шмаринов. Мастера и шедевры. Том 3 - https://info.wikireading.ru

2. Иллюстрации Дементия Шмаринова - http://www.sesony.ru

3. Серия «Опаленные огнем войны» (Часть 56 - Дементий Шмаринов. Цикл рисунков о войне.) - https://www.liveinternet.ru

4. Халаминский Ю.Я. Д.А. Шмаринов. М. Советский художник. 1959.

Произведения для визуального теста: Серия «Не забудем, не простим»

 

Пахомов Алексей Фёдорович. Сложение авторского «пахомовского» почерка, основанного на традициях «графического реализма». Блокадный Ленинград в графике А.Ф.Пахомова (История создания и анализ серии «Ленинград в дни блокады»).

Источники:

1. Ресурс, посвященный А. Ф. Пахомову, на сайте ВОУНБ - https://www.booksite.ru/pahomov

2. Матафонов В.С. Алексей Федорович Пахомов - https://www.booksite.ru/fulltext (глава 5)

Произведения для визуального теста: Серия «Ленинград в дни блокады»

 

Мухина Вера Игнатьевна. Мотив полета, сопротивления, тяготение к мощи и волевой динамике форм в творчестве В.Мухиной. Монумент «Рабочий и колхозница» 1937 года - пафос масштаба и силы. Жанр «героического портрета» как высшее достижение в искусстве скульптуры периода Великой Отечественной войны.

Источники:

1. Алпатов В.М. Памяти Мухиной - http://artyx.ru/books

2. Воронова О.И. Вера Игнатьевна Мухина. Серия «Жизнь в искусстве», Издательство «Искусство», Москва, 1976 г. - http://vivovoco.astronet.ru

Произведения для визуального теста: Портрет полковника Б. Юсупова, Портрет полковника И.Хижняка, Портрет Н.Н. Бурденко, Портрет гвардии-лейтенанта, летчика-истребителя Екатерины Васильевны Будановой,«Партизанка»

 

Вучетич Евгений Викторович. Работа в Студии военных художников имени М. Б. Грекова в Москве, формирование авторского стиля с тяготением к грандиозным ансамблям, героической символике. Воплощение героического образа защитника Родины - основное содержание творчества Е. Вучетича. Создание галереи скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны как триумфального портретного бюста. Решение героического образа события в памятнике генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в г. Вязьме. Е.Вучетич - создатель историко-символического жанра в советской монументальной скульптуре (ансамбль-памятник «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке, мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде («Родина-мать зовёт»)

Источники:

Евгений Викторович Вучетич. Советская скульптура -http://artwork2.com

Произведения для визуального теста: памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в г. Вязьме, портрет дважды Героя Советского Союза И. Д. Черняховского, ансамбль-памятник «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке.

 

3. План анализа живописного произведения

  1. Название картины. Сведения об авторе. Какое место занимает это произведение в его творчестве?
  2. Принадлежность к художественной эпохе.
  3. Смысл названия картины.
  4. Жанровая принадлежность.
  5. Особенности сюжета картины. Причины написания картины. Поиск ответа на вопрос: донес ли автор свой замысел до зрителя?
  6. Особенности композиции картины геометрические схемы
  • основные композиционные линии,
  • равновесие, соотношение частей изображения друг с другом и с целым,
  • последовательность рассматривания,
  • пространствои его функции.
  1. Основные средства художественного образа: колорит, рисунок, фактура поверхности, светотень, манера письма.
  2. Где находится данное произведение искусства?
  3. Какие ассоциации вызывает художественный образ и почему?
  4. Какое впечатление оказало это произведение искусства на ваши чувства и настроение?

 

Национальный проект «Культура»

Гранты России

Год памяти и славы 2020

ТОИУМЦКИ сегодня

ТОИУМЦКИ сегодня – это творческая лаборатория, которая объединяет научных и практических деятелей сферы культуры и искусства.

Наши социальные сети:

VK

Подписка

Фотогалерея

Все фотографии

Наши партнеры

MinObrNauki RabotaVRossii 

Все партнеры