Отчет о деятельности территориально-методического объединения (ТМО)
за 2012-2013 учебный год.
Неотъемлемой частью организационно-методической деятельности Центра является организация работы сети методических объединений организованных по территориальному признаку. Работа территориально-методического объединения (далее ТМО) является одним из направлений деятельности ТОИУМЦКИ по реализации разнообразных форм мероприятий, а именно – собственно образовательных, в т.ч. повышения квалификации преподавателей школ искусств Томской области, консалтинговых, научно-методических и проектно-исследовательских.
В 2012-2013 учебном году произошла модернизация деятельности ТМО:
- разработано новое Положение о ТМО, регламентирующее его деятельность;
- реорганизована сетевая структура ТМО школ искусств Томской области;
- составлен проект плана-графика выездных мероприятий.
Произведено обновление документальной базы форм планирования/отчетности для координаторов ТМО школ искусств Томской области (см. приложение 1). Определены новые направления деятельности ТМО и внедрены инновационные формы работы, а именно – для мониторинговых исследований использована технология опроса в режиме фокус-группы и on-line технологии для проведения обучающих семинаров для удаленных школ искусств.
Регламентирующие документы были утверждены приказом Директора ТОИУМЦКИ (от 25.10.2012 г № 24/1) и одобрены на Совете директоров от 02.11.2012 года.
Цель работы ТМО – Территориально-методическое объединение детских школ искусств (образовательных учреждений сферы культуры и искусства) Томской области создано с целью координации работы муниципальных территориально-методических объединений, развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений сферы культуры и искусства Томской области, входящих в единое культурно-образовательное пространство.
В рамках деятельности ТМО за отчетный период прошло более 100 мероприятий по направлениям:
- Образовательное направление – всего более 40 образовательных событий: олимпиады (4), конкурсы (14), концерты (6), выставки (3), мастер-классы (5) и семинары (6).
- Консалтинговое направление – всего 10 событий.
- Научно-методическое направление – всего 42 события: конференции (6), круглые столы (5), единый методический день (6), творческие лаборатории (3), публикации в сборниках научно-практических конференций (более 15), написание и рецензирование программ (9).
- Проектно-исследовательское направление – всего 10 мероприятий: мониторинги (3) и фокус-группы (7).
В мероприятиях сети ТМО приняло участие – 1 731 человек, из них: 767 обучающихся школ искусств Томской области, более 890 преподавателей образовательных учреждений сферы культуры и искусства, вкупе с педагогами и специалистами общего и дополнительного образования, и 70 привлеченных специалистов среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Томской области.
Участниками сетевого взаимодействия в этом учебном году стали:
- ОГОАУ ДПО ТОИУМЦКИ,
- ОУ ДОД «Детские школы искусств»:
города Томска, Стрежевой и Кедровый, а также села Александровское, Бакчар, Кожевниково, Мельниково, Парабель, Каргасок и ДШИ Томского района.
- ОУ ДОД «Детские музыкальные школы:
села Молчаново, Подгорное, Парбиг, Кривошеино («ДМШ Володинский филиал») и города Северска.
- ОУ ДОД «Детские художественные школы»:
города Томска (№№1 и 2) и Северска, а также села Подгорное Чаинского района.
- МБУ ДОД «Детско-юношеский центр» города Колпашево.
Образовательная деятельность.
За 2012-2013 учебный год в рамках деятельности ТМО были проведены образовательные мероприятия различных форм: фестивали, олимпиады, конкурсы, мастер-классы, семинары, выставки, концерты и т.п., в которых приняло участие 842 человека, из них: 476 учащихся школ искусств Томской области, 330 преподавателей и 36 привлеченных специалистов.
Выездная образовательная деятельность.
За 2012-2013 учебный год, традиционные выездные обучающие семинары прошли в Зырянском, Кожевниковском, Молчановском, Парабельском и Томском ТМО. Темы семинаров-практикумов были заранее оговорены с коллективами: «Особенности реализации предпрофессиональных программ», «Мониторинг и социсследование в дополнительном образовании» и «Здоровьесберегающие технологии в профилактике профессионального выгорания педагогов». Всего было проучено 113 человек.
Уменьшение, как количества слушателей, так и выездных мероприятий за последние два учебных года связаны, прежде всего, с очень суровыми природно-климатическими условиями прошедших двух лет, нестабильной экономической ситуацией в стране и отсутствием качественного транспорта ТОИУМЦКИ для выездов в ОУ Томской области.
Возрастание количества слушателей в последний учебный год (на 56% в соотношении с предыдущим годом) объясняется модернизацией аттестационной системы и актуализацией процесса повышения квалификации для преподавателей ОУ.
Основными причинами сокращения количества выездных образовательных событий, в настоящем, можно назвать нецелесообразное их проведения при слабой мотивации коллективов на корпоративное обучение (при наполнении групп менее 10 человек) с одновременным расширением тематических направлений обучения (ПП, КПК и семинаров) на базе ТОИУМЦКИ.
Не последнюю роль в снижении количества выездных образовательных событий играет недостаток (или полное отсутствие) федерального и областного целевого финансирования на повышения квалификации преподавателей школ искусств, особенно для северных районов Томской области.
Консалтинговая деятельность.
За отчетный период специалистами школ искусств Томской области, в рамках деятельности ТМО было проведено 10 тематических консультаций, участие в работе по этому направлению приняли 102 специалистов ОУ и 3 привлеченный специалиста. Было проведено 15 консультаций для учащихся школ искусств сети ТМО по теме «Подготовка обучающихся к конкурсам»
В рейтинге актуальных тем за 2012 -2013 уч. год лидируют вопросы, связанные с особенностями реализации предпрофессиональных программ – 5 консультаций. Также были проведены консультации по темам:
- «Образовательная деятельность ДШИ»
- «Методика оснащения фольклорных ансамблей»
- «Из опыта подготовки к аттестации»
- «ИКТ технологии в работе преподавателя»
Научно-методическая деятельность.
В рамках деятельности ТМО за 2012-2013 учебный год, по плану работы «Единого методического дня», были проведены заседания секций (по направлениям) в 6 ТМО: Томское, Художественное, Зырянское, Кожевниковское, Молчановское и Парабельское. Всего, в работе секций приняло участие более 150 преподавателей школ искусств Томской области. На секциях выступило 50,6% (76 человек) от общего числа участников. К проведению образовательных событий были привлечены 15 человек обучающихся школ искусств Томской области.
п\п |
Формы работы
Направления работы секций |
выступления |
доклады |
метод. сообщения |
мастер-классы |
открытый урок |
презентации |
Итого: |
1 |
Народные инструменты |
5 |
6 |
5 |
0 |
0 |
0 |
16 |
2 |
Фортепиано |
6 |
6 |
4 |
2 |
1 |
0 |
19 |
3 |
Теория музыки |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
0 |
8 |
4 |
Хоровое дирижирование |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
10 |
5 |
ИЗО |
16 |
6 |
1 |
2 |
0 |
1 |
26 |
6 |
Хореография |
1 |
0 |
2 |
3 |
0 |
0 |
6 |
|
Итого: |
20 |
23 |
16 |
10 |
3 |
3 |
75 |
Проектно-исследовательская деятельность.
За 2012 -2013 учебный год, в направлении проектно-исследовательская деятельность, было проведено 7 фокус-групп в следующих ТМО: г.о. Стрежевой, Зырянский, Кожевниковский, Молчановский, Парабельский, Томский и ДХШ Томской области. Эта технология была использована для проведения мониторингового исследования эффективности региональной системы повышения квалификации преподавателей детских школ искусств Томской области.
На основании данных исследований стало возможным определить рейтинг сильных и слабых сторон работы региональной системы ПК. Так же участниками фокус-групп была дана оценка региональной системы ПК, в целом. Опрос выявил устойчивое положительное отношение к региональной системе ПК у большинства опрошенных преподавателей: 45,1% участников фокус-групп оценили систему как - «в целом устраивает». Меньшее число 15,4% – «полностью довольны» сложившейся системой ПК. «Скорее не устраивает» региональная система ПК только 10,9% опрошенных педагогов. «Недовольны» отдельными аспектами этой системы – 3,3% педагогов. «Затруднились с ответом» – 25,3% участников фокус-групп. Большая часть этой группы составили молодые специалисты и вновь принятые сотрудники, для которых сам факт повышения квалификации не столь актуален.
В целом респонденты фокус-групп оценили региональную систему ПК на 3,9 балла, из 5 возможных.
Участники фокус-групп дали высокую оценку специалистам ТОИУМЦКИ, в вопросах организации, методики и технологии повышения квалификации. Положительные отзывы касались широко охвата тем курсовой подготовки, привлечения опытных педагогов других регионов и Томской области, проведения мастер-классов, в рамках конференций и др.
За отчетный период в 4 школах искусств были проведены внутришкольные мониторинги: «Состояние образовательной деятельности в старших классах ДШИ» (г. Стрежевой и с. Александровское), «Педагогический мониторинг» (с. Тегульдет) и «Профилактика профвыгорания» (ДШИ Томского района).
В исследованиях приняли участие 189 человек, из них: 114 учащихся и 75 специалистов школ искусств.
Положительным результатом деятельности ТМО, за отчетный период, стало все большее включение преподавателей школ искусств Томской области в методическую, организационную, консалтинговую и проектно-исследовательскую работу.
Проблемы и перспективы на 2013-3014 учебный год.
- Проблемой, осложняющей работу выездных мероприятий ТМО, остается транспортная доступность для специалистов Центра. Доставка преподавателей в районы области осуществляется как правило, междугородними рейсовыми автобусами. На сегодняшний день оплата транспортных услуг осуществляется за счет принимающей стороны. С решением вопроса приобретения нового микроавтобуса для ТОИУМЦКИ, возможно улучшение положения по показателям выездных образовательных событий.
- Обучение в рамках выездных мероприятий ТМО для отдаленных районов является по-прежнему актуальным, т.к. специалисты обучаются у высокопрофессиональных педагогов, не тратят средства на дорогу, проживание и обучаются непосредственно на рабочих местах. В настоящее время Центр ищет способы усовершенствования форм и технологий работы с удаленными районами. Одним из возможных вариантов может стать использование ИКТ технологий для проведения on-line событий – вебинаров, квестов, фокус-групп и т.п. Однако это потребует усиления МТБ как школ искусств, так и ТОИУМЦКИ, в плане компьютерной и мультимедийной техники.
ОТЧЕТ о работе (сводный)
районной сети ТМО в 2012-2013 учебном году
Характеристики мероприятия:
п\п |
Направления |
Форма и название мероприятия |
Учреждения |
Дата проведения |
Кол-во |
Координатор/ ответственный Тел., E-mail |
1 |
Образовательная деятельность
|
Олимпиады |
г. Томск: ДХШ №№ 1,2. ДШИ: с. Александровское, с. Парабель, г. Стрежевой, Томского района |
В течение уч. года |
4 |
Абрамова Е.Н. Денькина И.Н. Катайкина М.А. Кушкова О.В. Сидорова Е В. Фраинд В.В. Фастова И.В. |
Конкурсы |
ДМШ: с. Молчаново, ДШИ: с. Зырянское, Кожевниково, с. Мельниково, Молчаново, Парабель, Томского района, г. Стрежевой |
В течение уч. года |
14 |
Боголюбова И.А. Василенко О.П. Илюшина Е.А. Катайкина М.А., Калинкина Н.П. Невинский Д.В. Пикулин С.А. Пяткова М.В. Талейко Л.В. Уральцев К.Н. |
||
Мастер-классы |
г. Томск: ДХШ №№ 1,2., ДХШ ЗАТО Северск. ДМШ: с. Молчаново. ДШИ: с. Парабель, Мельниково, Зырянское, г.Стрежевой |
В течение уч. года |
5 |
Абрамова Е.Н. Емельянова М.Г. Илюшина Е.А. Карпачёва И.А. Кушкова О.В. Невинский Д.В. Пешкова Т.А. Самойлов В.А. Сидорова Е.В. Тимохов С.В. Уральцев К.Н. |
||
Семинары |
г. Томск: ДХШ №№ 1,2. ДМШ: с. Молчаново. ДШИ: с. Парабель, Зырянское, Кожевниково, Томского района. |
В течение уч. года |
6 |
Абрамова Е.Н. Илюшина Е.А. Кушкова О.В. Невинский Д.В. Пяткова М.В. Фастова И.В. |
||
Концерты |
ДМШ: с. Молчаново ДШИ: с. Парабель, Зырянское, Первомайское, |
В течение уч. года |
6 |
Емельянова М.П. Илюшина Е.А. Катайкина М.А. Невинский Д.В. |
||
Выставки |
г. Томск: ДХШ №№ 1,2. ДШИ: с. Парабель |
В течение уч. года |
3 |
Абрамова Е.Н. Кушкова О.В. Пличко Е.В. |
||
|
|
Фестивали |
ДШИ Томского района |
В течение уч. года |
1 |
Фастова И.В. |
2 |
Консалтинговая деятельность |
Тема: «Особенности реализации предпрофессиональных программ» |
г. Томск: ДХШ №№ 1,2. ДМШ: с. Молчаново ДШИ: г. Стрежевой, Асино. |
В теч. уч. года |
5 |
Двизова О.В. Долгих Н.Н. Невинский Д.В. Рипа Т.Ю. Уральцев К.Н. |
Тема: «Подготовка обучающихся к конкурсам» |
ДШИ с. Кожевниково |
В теч. уч. года |
1 |
Пяткова М.В. |
||
Тема: «Образовательная деятельность ДШИ» |
ДШИ с. Первомайское |
В теч. уч. года |
1 |
Емельянова М.Г. |
||
Тема: «ИКТ технологии» |
ДШИ Томского района |
В теч. уч. года |
1 |
Фастова И.В. |
||
Тема: «Методика оснащения фольклорных ансамблей» |
ДШИ г. Асино |
В теч. уч. года |
1 |
Генералова В.В. |
||
Тема: «Из опыта подготовки к аттестации» |
ДШИ Томского района |
В теч. уч. года |
1 |
Фастова И.В. |
3 |
Научно-методическая деятельность |
Конференции |
г. Томск: ДХШ № 1, ДШИ № 3 ДШИ с. Парабель |
В течение уч. года |
6 |
Дергунова Г.Г. Катайкина М.А. Кушкова О.В. |
Круглые столы |
г. Томск: ДХШ № 1. ДМШ с. Молчаново ДШИ: с. Парабель, Зырянское, Кожевниково
|
В течение уч. года |
5 |
Илюшина Е.А. Катайкина М.А. Кушкова О.В. Невинский Д.В. Пяткова М.В. |
||
Единый методический день |
ДХШ№№ 1,2 г. Томск ДМШ с. Молчаново ДШИ: с. Парабель, с. Зырянское, с. Кожевниково, пос. Зональная Станция. |
В течение уч. года |
5 |
Дергунова Г.Г. Илюшина Е.А. Катайкина М.А. Невинский Д.В. Пяткова М.В. Фастова И.В. |
||
Творческие лаборатории |
ДШИ с. Зырянское, Томского района, ДМШ: ЗАТО Северск, |
В течение уч. года |
3 |
Илюшина Е.А Фастова И.В.. |
||
Публикации |
ДХШ № 1 г. Томск, ДМШ: с. Молчаново ДШИ № 3 г. Томск, г. Стрежевой, ДШИ с. Зырянское, с. Парабель, Томского района |
В течение уч. года |
12 |
Преподаватели школ искусств ТО |
||
Написание и рецензирование программ |
ДШИ с. Зырянское, Томского района |
В течение уч. года |
9 |
Илюшина Е.А. Фастова И.В. |
||
Педсовет |
ДШИ Томского района |
В течение уч. года |
1 |
Фастова И.В. |
4 |
Проектно-исследовательская деятельность |
Мониторинги |
ДШИ г. Стрежевой ДШИ с. Тегульдет ДШИ Томского района |
В течение уч. года |
3 |
Дергунова Г.Г. Лагун Г.И. Фастова И.В. |
Фокус-группы |
ДХШ № 1 г. Томск ДМШ с. Молчаново, ДШИ с. Зырянское, Парабель, Кожевниково, Томского района, г. Стрежевой |
В течение уч. года |
7 |
Двизова О.В. Илюшина Е.А. Катайкина М.А. Невинский Д.В. Пяткова М.В. Уральцев К.Н. Фастова И.В. |
||
|
|
|
|
|
Участники сетевого взаимодействия:
п/п |
Направления |
Образовательные учреждения |
Всего участников |
Из них |
||
обучающихся (возраст) |
педагогов |
привлеченных специалистов |
||||
1 |
Образовательная деятельность |
ОГОАУ ДПО ТОИУМЦКИ, ОУ ДОД «ДШИ»: с. Александровское, с. Бакчар, с. Кожевниково, с. Мельниково, с. Парабель, с. Каргасок, Томского района. г. .Стрежевой, г. Томска (№№ 3,7,8), г. Кедровый. «ДМШ»: с. Молчаново, с. Подгорное, с. Парбиг, с. Кривошеино (ДМШ Володинский филиал), г. Северска. «ДХШ»: г. Томска (№№1 и 2), с. Подгорное, г. Северска. МБУ ДОД «Детско-юношеский центр» г. Колпашево
|
842 |
476 |
330 |
36 |
2 |
Консультационная деятельность |
ОГОАУ ДПО ТОИУМЦКИ, ОУ ДОД «ДШИ»: г. Стрежевой, с. Кожевниково, с. Парабель, с. Каргасок, Томского района. «ДМШ»: с. Молчаново, с .Подгорное «ДХШ»: г. Томска №№1 и 2, с. Подгорное
|
120 |
15 |
102 |
3 |
3 |
Научно-методическая деятельность |
ОГОАУ ДПО ТОИУМЦКИ, ОУ ДОД «ДШИ»: с. Кожевниково, с. Парабель, с. Каргасок, Томского района, г. Стрежевой. «ДМШ»: с. Молчаново, с. Подгорное «ДХШ»: г. Томска (№№1 и 2), с. Подгорное
|
490 |
162 |
303 |
25 |
4 |
Проектно-исследовательская деятельность |
ОГОАУ ДПО ТОИУМЦКИ, ОУ ДОД «ДШИ»: с. Зырянское, с. Парабель, с. Каргасок, с. Кожевниково, Томского района, г. Стрежевой. «ДМШ»: с. Молчаново, с. Подгорное «ДХШ»: г. Томска №№1 и 2., с. Подгорное и ЗАТО Северск. |
279 |
114 |
159 |
6 |
|
Итого: |
|
1731 |
767 |
894 |
70 |