Отчет
о проведении IV Областного конкурса профессионального мастерства
«Лучший открытый урок»
преподавателей по классу народных инструментов (струнных, меховых)
образовательных учреждений культуры и искусства,
учреждений общего и дополнительного образования детей
VI Областной конкурс профессионального мастерства «Лучший открытый урок» преподавателей по классу народных инструментов (струнных, меховых) образовательных учреждений культуры и искусства, учреждений общего и дополнительного образования детей был проведен c 10 апреля по 5 июня 2013 года с целью стимулирования творческой активности преподавателей, повышения качества образовательной услуги и совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса. Конкурсные мероприятия направлены на решение следующих задач: Задачи конкурса: выявление и распространение эффективного опыта работы преподавателей по классу народных инструментов (струнных, меховых); внедрение современных инновационных образовательных технологий в практику учебно-воспитательного процесса; повышение профессионального мастерства педагогов; поддержка творчески работающих педагогов; повышение престижа профессии педагога.
Организатор конкурса – ОГОАУ ДПО «Томский областной инновационный учебно-методический центр культуры и искусства». Учредителем конкурса выступил Департамент культуры Томской области.
Всего на конкурс было поступило 9 заявок от преподавателей средних профессиональных учреждений, ДМШ и ДШИ сферы культуры Томской области:
- Андреева Татьяна Алексеевна, преподаватель по классу баяна МАОУ ДОД Первомайская ДШИ. Тема урока «Развитие музыкальной памяти в младших классах баяна»;
- Аникина Надежда Викторовна, преподаватель по классу НИ МБОУ ДОД ДМШ №4. Тема урока «Урок в классе ансамбля струнных инструментов»;
- Голубкова Ирина Александровна, преподаватель ОГОАУ СПО «Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова». Тема урока «Особенности исполнения музыки разных народов на домре»;
- Мингалина Марина Аркадьевна, преподаватель МБОУ ДОД Кожевниковская ДШИ. Тема урока «Развитие навыков чтения нот с листа и подбора по слуху с начинающими на уроках специальности»;
- Полюхович Анна Васильевна, преподаватель МКОУ ДОД Тегульдетская детская школа искусств. Тема урока «Освоение нового приёма на балалайке – двойное пиццикато»;
- Семичова Ольга Сергеевна, преподаватель МБОУ ДОД ДМШ №2. Тема урока «Работа над пьесами кантиленой игры»;
- Усупова Лилия Отаровна, преподаватель МБОУ ДОД ДШИ № 1 им. А.Г. Рубинштейна. Тема урока «Комплексное воспитание начинающего домриста»;
- Филатова Галина Михайловна, преподаватель МБОУ ДОД ДШИ с. Александровское. Тема урока «Музыкальные игры непосед»;
- Фраинд Виктория Викторовна, зам. директора по УВР, преподаватель МБОУ ДОД «Детская школа искусств им. Г. Д. Заволокина» с. Парабель. Тема урока «Работа над комплексом упражнений для развития и формирования технических навыков обучающегося 1 класса (семилетнего обучения), музыкального отделения по специальности «Аккордеон» ДШИ».
Таким образом, участники конкурса представляли следующие муниципальные образования Томской области:
г. Томск - всего 4 участника;
Томская область - всего 5 участников,
в том числе:
с. Александровское - 1 участник;
с. Кожевниково - 1 участник;
с. Парабель - 1 участник;
с. Первомайское - 1 участник;
с. Тегульдет - 1 участник.
По ведомственной принадлежности учреждения-участники распределились следующим образом:
3 участника из 3 учреждений г. Томска - Управление культуры Администрации г. Томска;
1 участника из ОГАОУ СПО Томской области - Департамент по культуре Томской области;
5 участников из 5 ОУ из муниципальных образований Томской области.
Просмотр открытых уроков, представленных участниками из города Томска, проходил в г. Томске, на базе ОГОАУ ДПО ТОИУМЦКИ (аудитория №14). Три открытых урока педагогов из дальних районов области были представлены в формате видеозаписи (с. Александровское, с. Парабель, с. Тегульдет).
Для оценки конкурсных уроков было сформировано жюри в следующем составе:
председатель жюри - Макарова Вера Алексеевна, зав. кафедрой народных инструментов Красноярской государственной Академии музыки и театра, доцент, солистка Красноярской краевой филармонии, лауреат международного конкурса (г. Красноярск);
члены жюри:
Овчинников Михаил Яковлевич, старший преподаватель кафедры народных инструментов Новосибирской консерватории (Академии) имени М.И. Глинки, председатель Новосибирской ассоциации баянистов, аккордеонистов, лауреат международных конкурсов;
Пак Роберт Дмитриевич, преподаватель класса домры Новосибирского музыкального колледжа имени А. Мурова, почетный работник культуры Новосибирский области.
Жюри работало 29 мая, просмотрело шесть уроков в очном режиме и три урока в заочном.
Среди конкурсантов только один участник представлял ОУ среднего профессионального образования, поэтому было принято решение не выделять отдельную номинацию среди участников. При оценивании конкурсных уроков жюри руководствовалось следующими критериями:
- качество музыкальной иллюстрации;
- конспект урока (структура конспекта, обоснованность целей, полнота раскрытия целей и задач;
- определенность, ясность, четкость и реальность поставленной цели урока;
- педагогически оправданный подбор форм и методов, использованных на уроке;
- наличие новизны;
- творчество педагога;
- использование педагогом новых методик и технологий;
- педагогическая культура (культура речи, общение, внешний вид педагога);
- степень усвоения материала;
- создание условий для активной деятельности обучающихся, использование разнообразных материалов на уроке;
- результативность урока.
Результаты конкурса согласно Положению будут оглашены в августе 2013 года.
По итогам проведения конкурса председатель жюри Макарова Вера Алексеевна составила информационную справку, в которой отмечено, что в большинстве случаев конкурсанты являются опытными педагогами, которых интересно и приятно слушать, следить за ходом их мыслей, видеть их общение и взаимопонимание с учащимися.
С точки зрения организационной, по мнению жюри, участникам конкурса были предоставлены все условия для проведения уроков и демонстрации иллюстративных материалов (аудио- и фото-сопровождение, видео-презентация, хореография, дополнительное использование электронных музыкальных инструментов). Примечательно, что традиционно производится видеосъемка всех уроков для архива конкурса, и лучшие из них служат образцом и идейным вдохновением для участников следующих педагогических состязаний, которые, кстати сказать, не имеют точных аналогов ни в Красноярске, ни в Новосибирске. Был отмечен еще один положительный организационный момент, позволяющий преподавателям из отдаленных районов принимать участие в подобных мероприятиях и обмениваться ценным педагогическим опытом с коллегами – возможность заочного участия.
Председателем жюри были сформированы пожелания к участникам конкурса:
1) Тщательно относиться к формулировке темы урока и следить за полным соответствием с его содержанием. Например: если в теме подразумевается разучивание нового материала и развитие памяти, то следует использовать на уроке совершенно новый для ученика нотный материал. Либо, заранее подготовленные педагогом пьесы, разучивать с любым предложенным учеником. В таком случае, сразу станет ясна методика преподавания – способы работы в данном направлении, творческий подход педагога и результативность урока. В подготовленном же варианте (т.е. в заранее четко проработанном с учеником) именно эта тема не может быть раскрыта и не работают основные критерии оценивания, перечисленные выше;
2) Конспекты урока составлять кратко и содержательно, без подробных описаний диалога «учитель-ученик». Приветствуются приложения к конспекту нотных примеров, иллюстраций, используемых на открытом уроке;
3) Точно понимать поставленную перед собой и учеником задачу, максимально полно её решить при помощи своих оригинальных методических наработок. Помнить что конкурс - на «Лучший открытый урок», а не на презентацию его концертно-заученной формы. Урок – познавательный процесс для ученика (развитие способностей и навыков, знакомство с новым нотным текстом, штрихами или приемами, работа над определенными техническими или художественными задачами и т.д.), где преподаватель, в свою очередь, может импровизировать в подаче материала и требованиях к учащемуся, раскрывая свой творческий потенциал. Тогда можно будет подвести итог результативности урока и педагогического мастерства Учителя;
4) Поддерживать темп урока. Не превышать лимит времени (1-2 классы – 35 минут, старшие классы – 45 минут).
В качестве рекомендации организаторам конкурса было высказаны следующие пожелания: во-первых, сделать просмотр конкурсных уроков открытым, доступным для широкого круга преподавателей, особенно начинающих; во-вторых, выкладывать конкурсное видео на сайте.