ИТОГИ КОНКУРСА в категории "преподаватель по классу фортепиано"
Дипломанты 5 степени
-
Лосенкова Наталья Петровна. МБОУДО «Молчановская детская музыкальная школа»
-
Новосёлова Светлана Борисовна. МБОУДО «ДШИ № 1 имени А.Г. Рубинштейна» Города Томска
Дипломанты 4 степени
-
Бакина Елена Евгеньевна. МАОУДО ДШИ №4 г. Томск
-
Батурина Ирина Александровна. МБОУДО "Каргасокская ДШИ"
-
Загний Анастасия Сергеевна. МБОУДО «ДШИ № 1 имени А.Г. Рубинштейна» Города Томска
-
Коваленко Ольга Геннадьевна. ДШИ №8 г. Барнаула
-
Мараховская Александра Николаевна. МБОУДО "Каргасокская ДШИ"
-
Руденко Анна Сергеевна. МКОУДО "Тегульдетская ДШИ"
Лауреаты 3 степени
-
Надеина Ирина Викторовна. МБУ ДО "ДМШ" Ямало-Ненецкий АО г. Муравленко
-
Стребкова Мария Анатольевна. МБОУДО «ДМШ №4 г. Томска»
-
Хвостова Светлана Николаевна. МАОУДО "Первомайская ДШИ"
Лауреаты 2 степени
-
Водзинская Елена Сергеевна. МАУДО ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
-
Кузнецова Татьяна Николаевна. МАОУДО "ДШИ №3" г.Томска
-
Кузьменко Ольга Ивановна. МБУДО "ДШИ" г. Стрежевой Томская обл.
-
Моор Наталья Викторовна. МБОУДО «ДШИ № 1 имени А.Г. Рубинштейна» Города Томска
-
Яткина Светлана Сергеевна. МАОУДО "Зырянская ДШИ"
Лауреаты 1 степени
-
Боголюбова Ирина Анатольевна. МБУДО "ДШИ" г. Стрежевой Томская обл.
-
Губина Елена Викторовна. МБОУДО «ДШИ № 1 имени А.Г. Рубинштейна» Города Томска
-
Семенихина Оксана Геннадьевна. МБУДО "БДМШ №5" г.Барнаул
Лауреатов Гран-при нет
Уважаемые участники, материалв конкурсов доступны для всех заинтересованных следующим образом:
1) видео конкурсных уроков размещены на нашем канале в You-tube (перейти к видео)
2) методические материалы опубликованы специальным выпуском научно-практического журнала "Область культуры"
3) в рамках научно-практической конференции «Проблемы фортепианной педагогики на современном этапе: традиции и инновации» (запланирована на 28.11.2017 в г. Томск) состотся итоговый семинар, который проведет председатель жюри конкурса Тончук Полина Олеговна.
ИТОГОВАЯ СПРАВКАпо результатамОбластного открытого конкурса профессионального мастерства «Лучший открытый урок» 2017 годаКатегория «Преподаватель по классу фортепиано»
Открытый областной конкурс профессионального мастерства «Лучший открытый урок» в категории преподавателей по классу фортепиано состоялся с 15 сентября по 1 ноября 2017 года. Организатор конкурса – учебно-методический центр культуры и искусства (ОГОАУ ДПО ТОИУМЦКИ). Конкурс является частью системы профессиональных педагогических конкурсных мероприятий, которые организовывает и проводит учебно-методический центр для преподавателей региональной системы художественного образования. Всего в данной конкурсной категории приняли участие 19 преподавателей детских школ искусств, в том числе 15 представителей Томской области 2 преподавателя из Алтайского края и один из г. Муравленко Ямало-Ненецкого АО. При этом номинация «лучшее открытое занятие преподавателя ссуза» осталась, как и в прошлый раз (в 2015 году) невостребованной. Такая ситуация свидетельствует о том, что настоящая профессионализация, работа на будущую специальность, – это уязвимое место в фортепианной педагогике. Конкурс проводился в заочном формате – жюри дистанционно оценивало видеозаписи открытых уроков и методические материалы (план-конспект урока и др.), предоставленные участниками, по следующим критериям: определенность, ясность, четкость и реальность поставленных цели и задач урока; педагогически оправданный подбор форм и методов, использованных на уроке; наличие новизны; творчество преподавателя; владение преподавателя современными методиками и технологиями; педагогическая культура; создание условий для активной деятельности обучающихся, использование разнообразных материалов на уроке; результативность урока; качество музыкальной иллюстрации. Общий уровень конкурсных материалов достаточно профессионален: по итогам обсуждения определены 11 лауреатов 1, 2, 3 степени (за исключением лауреата «гран-при») и 8 дипломантов 4 и 5 степеней. По сравнению с прошлым разом количество лауреатов увеличилось на 2 человека (11%), причем увеличение произошло из-за большего количества победителей, занявших 1 и 2 места. Среди 11 лауреатов 9 преподавателей Томского региона. В целом уровень представленных видеоуроков жюри оценило как высокий и более ровный, чем в прошлом году. Качество присланного видеоматериала (изображение, звук, внешний вид преподавателей и учеников, обстановка в классе) за редким исключением не вызывает никаких нареканий, чувствуется серьезная подготовка к записи. Ответственно участники подошли и к оформлению всех сопутствующих материалов: заявки, конспекта урока, а также к соблюдению временного лимита. На конкурс были представлены уроки разных жанров: урок с начинающим, тематический урок (например, посвященный проблеме педализации), урок-послесловие к сольному концерту, урок-театрализованное представление и др. В качестве достоинств было отмечено также соответствие хода урока конспекту, а также умение педагога планировать работу, организованно распоряжаться временем. При этом при всех различиях, по своей сути уроки участников конкурса можно было разделить на две категории: тщательно подготовленные и отрепетированные «парадные», «показательные» уроки и уроки-импровизации, более непринужденные, более схожие с ежедневной работой в классе. И тот, и другой подход к подготовке открытого урока могут иметь свои сильные и слабые стороны. Так, в первом случае среди явных достоинств отметим выстроенность драматургии, высокую информативность, разнообразие форм и методов работы, что сказывается на восприятии: такие уроки зачастую выглядят весьма «эффектно». Однако в некоторых случаях они лишены даже доли импровизации – высшей степени профессионализма педагога, не дают реального представления о ходе педагогической работы и возможности почерпнуть для себя практические способы решения насущных ежедневных проблем в классе. Эти возможности как раз предоставляют уроки второго рода, где мы видим настоящий творческий процесс с его сложностями и радостями, реального ученика с его успехами и затруднениями. Однако в уроках такого рода слабым моментом являлись иногда недостаточная выстроенность, вялый темп работы, отсутствие продуманности. Таким образом, нельзя однозначно отдать предпочтение тому или иному подходу, оба они имеют право на существование и представление на конкурс, а удачность конечного результата зависит от суммы множества факторов. В качестве общих рекомендаций для конкурсантов настоящих и потенциальных члены жюри сформулировали следующие замечания. «Собственная пианистическая культура, владение инструментом». Рекомендацией является постоянное совершенствование собственных пианистических навыков. Жюри особо отмечало педагогов, сумевших продемонстрировать высокий художественный уровень показа на инструменте, в то время как низкий уровень владения инструментом в других случаях портил впечатление даже от хорошо спланированных и подготовленных уроков. "Результативность". Под этим критерием понимаются заметные позитивные изменения в исполнении или владении определенными навыками, явившиеся результатом работы педагога на данном конкретном уроке. Музыкальные способности ученика и его скорость восприятия новой информации не всегда позволяют продемонстрировать кардинальное преображение в процессе работы. Тем не менее, ощутимые различия между тем, что было «до» и стало «после» - должны быть. В некоторых случаях педагоги ставили себе более скромные задачи, но добивались их выполнения. В других иногда приходилось видеть достаточно подготовленных учащихся, однако их игра не претерпевала практически никаких изменений, и хотя педагог с удовлетворением констатирует, что задачи урока выполнены, по факту ощутить прогресс не удается. "Использование современных технологий". Жюри отметило в качестве позитивной тенденции все более смелое и уверенное использование педагогами современных технологий в процессе обучения, что позволяет идти в ногу со временем, дает возможность решить ответственную задачу ориентации учащихся в просторах интернет-ресурсов. Однако хотелось бы, чтобы каждый пример обращения к современным технологиям был методически обоснован, имел практическую пользу, что удавалось не всем: в ряде случаев обращение к цифровой аппаратуре, воспроизведение каких-либо видео-материалов выглядело несколько нарочито и в сущности не было связано с целями и задачами урока. "Создание условий для активной деятельности обучающихся, использование различных материалов". Заинтересованность, активность учащегося в процессе урока является важнейшим показателем успешности работы педагога. Это поведение ученика – результат ежедневного труда педагога, его умения находить формы и методы работы, устанавливать психологический контакт на протяжение всего процесса работы с данным учеником, а не только в рамках присланного на конкурс урока. Этот критерий порой портит впечатление даже от тщательно спланированного и методически насыщенного открытого урока. Эмоционально скованный, закрытый, лишь послушно выполняющий указания ученик красноречиво свидетельствует о том, что столь активный, интересный урок – это для педагога явление разовое, а основная часть работы проходит совершенно с другой степенью творческой отдачи, что не может не сказываться на общем восприятии. Всем участникам конкурса жюри выражает благодарность за педагогическое мастерство и увлеченность и желает дальнейших творческих достижений и радости открытий музыкальных способностей у детей.
Члены жюри: Тончук Полина Олеговна, кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры специального фортепиано НГК имени М.И. Глинки, преподаватель специального фортепиано, класса фортепианного ансамбля, методики и истории фортепианного искусства Новосибирской специальной музыкальной школы, лауреат международных конкурсов (председатель жюри); Бернякович Маргарита Ивановна, зав. фортепианным отделением КГБОУ СПО «Краснярский колледж искусств имени П.И. Иванова-Радкевича»; Овсянникова Татьяна Анатольевна, преподаватель КГБОУ СПО «Алтайский государственный музыкальный колледж», МБОУ ДОД "Барнаульская детская музыкальная школа № 5". |
Справки по телефонам:
8 3822 60-90-92 - зам. директора по НМР Унукович Елена Геннадьевна
8 3822 60-91-18 - отдел менеджмента и маркетинга культуры
8 3822 60-91-94 - информационно-издательский отдел