Авторизация

 

Подробнее об участниках и победителях конкурса

 

Открытый областной конкурс профессионального мастерства «Лучший открытый урок» преподавателей МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН образовательных организаций культуры и искусства (ссузы, ДШИ, ДМШ) состоялся с 15 сентября по 10 ноября 2015 года. Организатор конкурса – учебно-методический центр культуры и искусства (ОГОАУ ДПО ТОИУМЦКИ).

Конкурс является частью системы профессиональных педагогических конкурсных мероприятий, которые организовывает и проводит учебно-методический центр для преподавателей региональной системы художественного образования. Конкурсы открытых уроков проводятся по видам искусств. Для преподавателей музыкально-теоретических дисциплин он проводился впервые и вызвал большой интерес как со стороны преподавателей Томской области, так и со стороны представителей начальной и средней ступени профессионального образования в области искусств из других регионов.

Всего в конкурсе приняли участие 20 преподавателей детских школ искусств и ссузов из шести регионов РФ: Красноярский край; Томская, Тюменская, Кемеровская области; Алтайский край и Республика Коми.

По номинациям и категориям участники распределились следующим образом:

                       номинации

категории

лучший открытый урок преподавателя ДШИ, ДМШ лучшее открытое занятие преподавателя ссуза ИТОГО
лучший открытый урок по предмету «Музыкальная литература» 4 1 5
лучший открытый урок по предмету «Сольфеджио» 9 - 9
лучший открытый урок по предмету «Слушание музыки» 6 - 6
ИТОГО 19 1 20

 

Конкурс проводился в заочном формате – жюри дистанционно оценивало видеозаписи открытых уроков и методические материалы (план-конспект урока и др.), предоставленные участниками по следующим критериям: определенность, ясность, четкость и реальность поставленных цели и задач урока; педагогически оправданный подбор форм и методов, использованных на уроке; наличие новизны; творчество преподавателя; владение преподавателем современными методиками и технологиями; педагогическая культура; создание условий для активной деятельности обучающихся, использование разнообразных материалов на уроке; результативность урока.

 

Итоговое заключение членов жюри конкурса:

Конкурс проводился в заочном формате – жюри дистанционно оценивало видеозаписи открытых уроков и методические материалы (план-конспект урока и др.), предоставленные участниками по следующим критериям: определенность, ясность, четкость и реальность поставленных цели и задач урока; педагогически оправданный подбор форм и методов, использованных на уроке; наличие новизны; творчество преподавателя; владение преподавателем современными методиками и технологиями; педагогическая культура; создание условий для активной деятельности обучающихся, использование разнообразных материалов на уроке; результативность урока.

Общий уровень конкурсных материалов достаточно профессионален. Однако по итогам обсуждения жюри не присвоило звания лауреата «гран-при» и «лауреата Iстепени» ни одному участнику конкурса. 9 конкурсантов заняли призовые места, остальные стали дипломантами 4 и 5 степеней.

Безусловно, конкурсные материалы очень ценны с точки зрения публичного представления об уровне преподавания музыкально-теоретических дисциплин в школах искусств и средних профессиональных учебных заведениях отрасли культуры, учитывая, что на конкурс, как правило, выносятся самые лучшие наработки. Члены жюри тщательно изучили представленные материалы и составили общие комментарии о положительных сторонах и недостатках, общих и индивидуальных, представленных уроков.

 

Из положительных моментов было отмечено следующее:

  • разнообразие предложенных для открытых уроков тем,
  • использование комплексного подхода к предмету урока,
  • визуализация информации и использование современных гаджетов,
  • стремление участников конкурса к показу индивидуального подхода,
  • творческое отношение к выстраиванию и ведению урока.

При этом для большого количества уроков характерны следующие недостатки:

  • программная необоснованность темы урока;
  • неясность поставленных задач;
  • перемещение акцентов на уроках сольфеджио в сторону элементарной теории музыки (музыкальной грамоты) или ритмики в ущерб работы над пением;
  • увлеченность игровыми формами и мультимедийными программами при явной нехватке классических форм работы на уроках сольфеджио;
  • слабая содержательная и концептуальная насыщенность игровых технологий, при которой страдает содержание музыкально-теоретических дисциплин;
  • слабое привлечение технических и визуальных средств для сопровождения уроков по предмету «Музыкальная литература»;
  • невысокое качество выбираемых музыкальных иллюстраций;

    

Пожелания участникам будущих конкурсов:

  • ориентироваться в выборе темы урока на программу;
  • помнить назначение выбираемого предмета, не заменяя его на другой;
  • не путать формы работы в ДМШ и ДШИ с формами работы в музыкальном колледже;
  • использовать как можно шире в предмете «музыкальная литература» современные аудио-визуальные средства;
  • требовательнее отбирать музыкальные иллюстрации к уроку, руководствуясь такими критериями, как: художественная ценность исполнения произведения, известность исполнителя/ей, качество трансляции;
  • больше привлекать к творческому, активному участию учеников из группы;
  • дополнять временами уроки мультимедийными разработками, руководствуясь художественной требовательностью;
  • на уроках сольфеджио больше внимания уделять таким формам работы как пение. Чтение с листа, транспонирование, творческая работа с музыкальным текстом (подбор аккомпанемента, ритмические партитуры…), а главное – требовательность к качеству пения. Работа над чистым интонированием.

 


Члены жюри:

Джуманова Лола Рауфовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, руководитель Сектора педагогической практики (СПП) и Вечерней музыкальной школы-десятилетки СПП МГК, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ЦМШ при МГК (председатель жюри);

Пинчук Елена Анатольевна, заместитель директора по учебно-методической работе КГБОУ СПО "Красноярский колледж искусств имени П.И. Иванова-Радкевича", заслуженный работник культуры Красноярского края;

Урсегова Наталья Александровна, заместитель директора по научно-методической работе ГАОУ СПО «Новосибирский областной колледж культуры и искусств», кандидат искусствоведения.

 

 

Видеозаписи всех конкурсных уроков опубликованы на канале  U-Tube qr code LOU MTD 

 

Методические разработки к урокам опубликованы в специальном выпуске научно-практического журнала "Область культуры".

 

 

 

 

 

 

 

Национальный проект «Культура»

Гранты России

Год памяти и славы 2020

ТОИУМЦКИ сегодня

ТОИУМЦКИ сегодня – это творческая лаборатория, которая объединяет научных и практических деятелей сферы культуры и искусства.

Наши социальные сети:

VK

Подписка

Фотогалерея

Все фотографии

Наши партнеры

MinObrNauki RabotaVRossii 

Все партнеры