Подробнее об участниках и победителях конкурса
Открытый областной конкурс профессионального мастерства «Лучший открытый урок» преподавателей МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН образовательных организаций культуры и искусства (ссузы, ДШИ, ДМШ) состоялся с 15 сентября по 10 ноября 2015 года. Организатор конкурса – учебно-методический центр культуры и искусства (ОГОАУ ДПО ТОИУМЦКИ).
Конкурс является частью системы профессиональных педагогических конкурсных мероприятий, которые организовывает и проводит учебно-методический центр для преподавателей региональной системы художественного образования. Конкурсы открытых уроков проводятся по видам искусств. Для преподавателей музыкально-теоретических дисциплин он проводился впервые и вызвал большой интерес как со стороны преподавателей Томской области, так и со стороны представителей начальной и средней ступени профессионального образования в области искусств из других регионов.
Всего в конкурсе приняли участие 20 преподавателей детских школ искусств и ссузов из шести регионов РФ: Красноярский край; Томская, Тюменская, Кемеровская области; Алтайский край и Республика Коми.
По номинациям и категориям участники распределились следующим образом:
номинации категории |
лучший открытый урок преподавателя ДШИ, ДМШ | лучшее открытое занятие преподавателя ссуза | ИТОГО |
лучший открытый урок по предмету «Музыкальная литература» | 4 | 1 | 5 |
лучший открытый урок по предмету «Сольфеджио» | 9 | - | 9 |
лучший открытый урок по предмету «Слушание музыки» | 6 | - | 6 |
ИТОГО | 19 | 1 | 20 |
Конкурс проводился в заочном формате – жюри дистанционно оценивало видеозаписи открытых уроков и методические материалы (план-конспект урока и др.), предоставленные участниками по следующим критериям: определенность, ясность, четкость и реальность поставленных цели и задач урока; педагогически оправданный подбор форм и методов, использованных на уроке; наличие новизны; творчество преподавателя; владение преподавателем современными методиками и технологиями; педагогическая культура; создание условий для активной деятельности обучающихся, использование разнообразных материалов на уроке; результативность урока.
Итоговое заключение членов жюри конкурса:
Конкурс проводился в заочном формате – жюри дистанционно оценивало видеозаписи открытых уроков и методические материалы (план-конспект урока и др.), предоставленные участниками по следующим критериям: определенность, ясность, четкость и реальность поставленных цели и задач урока; педагогически оправданный подбор форм и методов, использованных на уроке; наличие новизны; творчество преподавателя; владение преподавателем современными методиками и технологиями; педагогическая культура; создание условий для активной деятельности обучающихся, использование разнообразных материалов на уроке; результативность урока.
Общий уровень конкурсных материалов достаточно профессионален. Однако по итогам обсуждения жюри не присвоило звания лауреата «гран-при» и «лауреата Iстепени» ни одному участнику конкурса. 9 конкурсантов заняли призовые места, остальные стали дипломантами 4 и 5 степеней.
Безусловно, конкурсные материалы очень ценны с точки зрения публичного представления об уровне преподавания музыкально-теоретических дисциплин в школах искусств и средних профессиональных учебных заведениях отрасли культуры, учитывая, что на конкурс, как правило, выносятся самые лучшие наработки. Члены жюри тщательно изучили представленные материалы и составили общие комментарии о положительных сторонах и недостатках, общих и индивидуальных, представленных уроков.
Из положительных моментов было отмечено следующее:
- разнообразие предложенных для открытых уроков тем,
- использование комплексного подхода к предмету урока,
- визуализация информации и использование современных гаджетов,
- стремление участников конкурса к показу индивидуального подхода,
- творческое отношение к выстраиванию и ведению урока.
При этом для большого количества уроков характерны следующие недостатки:
- программная необоснованность темы урока;
- неясность поставленных задач;
- перемещение акцентов на уроках сольфеджио в сторону элементарной теории музыки (музыкальной грамоты) или ритмики в ущерб работы над пением;
- увлеченность игровыми формами и мультимедийными программами при явной нехватке классических форм работы на уроках сольфеджио;
- слабая содержательная и концептуальная насыщенность игровых технологий, при которой страдает содержание музыкально-теоретических дисциплин;
- слабое привлечение технических и визуальных средств для сопровождения уроков по предмету «Музыкальная литература»;
- невысокое качество выбираемых музыкальных иллюстраций;
Пожелания участникам будущих конкурсов:
- ориентироваться в выборе темы урока на программу;
- помнить назначение выбираемого предмета, не заменяя его на другой;
- не путать формы работы в ДМШ и ДШИ с формами работы в музыкальном колледже;
- использовать как можно шире в предмете «музыкальная литература» современные аудио-визуальные средства;
- требовательнее отбирать музыкальные иллюстрации к уроку, руководствуясь такими критериями, как: художественная ценность исполнения произведения, известность исполнителя/ей, качество трансляции;
- больше привлекать к творческому, активному участию учеников из группы;
- дополнять временами уроки мультимедийными разработками, руководствуясь художественной требовательностью;
- на уроках сольфеджио больше внимания уделять таким формам работы как пение. Чтение с листа, транспонирование, творческая работа с музыкальным текстом (подбор аккомпанемента, ритмические партитуры…), а главное – требовательность к качеству пения. Работа над чистым интонированием.
Члены жюри:
Джуманова Лола Рауфовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, руководитель Сектора педагогической практики (СПП) и Вечерней музыкальной школы-десятилетки СПП МГК, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ЦМШ при МГК (председатель жюри);
Пинчук Елена Анатольевна, заместитель директора по учебно-методической работе КГБОУ СПО "Красноярский колледж искусств имени П.И. Иванова-Радкевича", заслуженный работник культуры Красноярского края;
Урсегова Наталья Александровна, заместитель директора по научно-методической работе ГАОУ СПО «Новосибирский областной колледж культуры и искусств», кандидат искусствоведения.
Видеозаписи всех конкурсных уроков опубликованы на канале U-Tube |
Методические разработки к урокам опубликованы в специальном выпуске научно-практического журнала "Область культуры".