Авторизация

 

скачать Методические рекомендации в формате Word

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке конкурсных работ

 

Выставка-конкурс «Страна финансов» учреждена Департаментом финансов Томской области и Некоммерческим партнерством по развитию финансовой культуры «Финансы Коммуникации Информация», в первую очередь, с целью повышения уровня финансовой грамотности детей и молодежи посредством художественного творчества. Учредители рассматривают содержание данной выставки-конкурса как часть Региональной программы повышения финансовой грамотности населения Томской области и работу с одной из целевых групп, обучающиеся образовательных организаций, через творческое осмысление и художественное воплощение финансовых понятий, необходимых в повседневной жизни для принятия разумных финансовых решений и формирования ответственного отношения к личным финансам.

С этой целью в Томской области реализуется Проект «Финансовая грамотность» в образовательной системе Томской области», частью которого и является выставка-конкурс на тему «Страна финансов». В рамках образовательной модели по формированию базовых компетенций финансовой грамотности детей и молодежи выделены основные предметные области, которые представлены в п. 2.1. Положения о проведении выставки-конкурса как темы для конкурсных работ:

  1. Доходы и расходы: включает широкий спектр личностно значимых финансовых тем, в частности, общий доход семьи, различные источники и виды дохода (например, пособия, заработная плата и т.д.), виды и структура расходов, налоги и система налогообложения, финансовые оценки и контроль расходов, соотношение потребностей и желаний и др.
  2. Финансовое планирование и бюджет: предполагает знание и понимание того, что доходы требуют планирования и управления – как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе; включает умения планировать и вести бюджет, соотносить различные потребности и расходы, понимать разницу между видами расходов и учитывать это при принятии финансовых решений.
  3. Личные сбережения: охватывает круг вопросов, связанных с сохранением личных финансов, целей и видов сбережений, различных сберегательных продуктов, знания о государственной системе страхования вкладов, общие умения в области сбережений.
  4. Кредитование: включает понимание общих принципов кредитования, в том числе основных условий кредитования, умение сравнивать различные кредитные продукты, пользоваться кредитными картами, читать кредитные договоры, а также понимать последствия долга и ответственность за невыполнение кредитных соглашений.
  5. Инвестирование: содержит основные знания о том, что такое инвестирование, в чем его отличие от сбережения и кредитования, понимание разницы в риске и доходе между сберегательными и инвестиционными продуктами, умения различать основные виды инвестиционных инструментов, оценивать степень риска инвестиционного продукта.
  6. Страхование: включает понимание основных задач и принципов страхования, знание различных видов страховых банковских продуктов, условий страховых выплат в случае наступления страхового случая, умения сравнивать различные виды страховых продуктов и делать выбор на основе жизненных целей и обстоятельств.
  7. Риски и финансовая безопасность: ключевая область финансовой грамотности, включающая возможность определения путей и способов управления финансами с учетом представлений о потенциальных финансовых прибылях или убытках. Данная содержательная область включает в себя представление о том, что определенные финансовые продукты (включая страхование) могут быть использованы для управления различными рисками с учетом различных потребностей и обстоятельств. Предполагается знание того, что одни методы сбережения или инвестирования являются более рискованными, чем другие; знание того, как ограничить риски для личного капитала, а также понимание преимуществ диверсификации.
  8. Защита прав потребителей: охватывает знания прав и обязанностей потребителей на финансовом рынке и в рамках общей финансовой ситуации, а также основные последствия финансовых контрактов. Включает понимание последствий изменений экономических условий и государственной политики (изменение процентных ставок, инфляции, налогообложения и социальных пособий) и влияния этих изменений на личные финансы, а также использование информационных ресурсов и правовое регулирование.
  9. Общие знания экономики и азы финансовой арифметики: содержит знания и умения в области экономики и финансов, включая повседневные покупки товаров, платежи, расходы, соотношение цены и качества, банковские карты, чеки, банковские счета и валюты,понимание основных экономических терминов (инфляция, диверсификация и т.д.), а также основы финансовой арифметики, например, умение считать проценты, сравнивать абсолютные и относительные величины. Содержит основные представления о налоговой системе, пенсионной системе и системе государственного страхования, общей экономической обстановке в стране и мире, знания о разделении финансовой ответственности между государством и потребителем. Включает общие умения пользоваться некоторыми официальными финансовыми документами.

Далее, в методических рекомендациях, эти тематики детализированы с точки зрения приобретения знаний, формирования навыков, умений и личностных характеристик.

Представленный материал рекомендован к использованию преподавателями-художниками при выборе тем и содержательного наполнения детских изобразительных и декоративно-прикладных работ, подготовленных для участия в IV Всероссийской выставке-конкурсе детского художественного творчества на тему "Страна финансов" 2015-2016 гг.

 

 

 

 

Система (рамка) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста

 

Предметные области финансовой грамотности Компоненты финансовой грамотности Компетенции финансовой грамотности
Базовый уровень Продвинутый уровень
Доходы и расходы Знание и понимание
  • Понимать, что такое личный доход и знать пути его повышения.
  • Понимать, что такое личные расходы, знать общие принципы управления расходами.
  • Понимать различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды.
  • Понимать влияние образования на последующую карьеру.
  • Знать общий доход семьи и его источники, понимать пути повышения дохода.
  • Понимать, какими налогами облагаются доходы (подоходный налог, отчисления на пенсию и т.п.).
  • Понимать, что такое заработная плата и знать различные виды оплаты труда
  • Понимать последствия безработицы.
 
Умения и поведение
  • Уметь различать регулярные и нерегулярные источники дохода.
  • Уметь давать финансовую оценку расходам на различные   потребности и желания.
  • Уметь оценить свои ежемесячные расходы.
  • Уметь различать зарплату до уплаты подоходного налога и зарплату после уплаты подоходного налога
  • Уметь контролировать   спонтанные покупки, не выходить за рамки бюджета.
  • Уметь выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями.
Личные характеристики и установки
  • Осознавать важность   образования, которое обеспечит доходы.
  • Осознавать разницу между базовыми потребностями и желаниями.
  • Осознавать необходимость ограничивать свои желания и выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями.
  • Брать ответственность за финансовые решения, осознавать последствия этих решений.
Финансовое планирование и бюджет Знание и понимание
  • Понимать необходимость вести учет доходов и расходов
  • Понимать, что решения о покупках могут быть приняты под влиянием рекламы и давлением окружения.
  • Иметь общее представление о налогах.
  • Понимать необходимость планирования доходов и расходов.
 
Умения и поведение
  • Знать обязательные ежемесячные траты и актуальные потребности на данный момент.
  • Уметь вести запись доходов и расходов.
  • Уметь различать краткосрочные и долгосрочные потребности и определять приоритетные траты.
  • Уметь составлять личный бюджет.
Личные характеристики установки
  • Осознавать необходимости учета и планирования своих доходов и расходов.
  • Осознавать разницу между потребностями и желаниями и соизмерять финансовые возможности и потребности.
Личные сбережения Знание и понимание
  • Понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат.
  • Понимать принцип хранения денег на банковском счете.
  • Осознавать, что сбережения могут приносить доход.
  • Понимать необходимость пенсионных сбережений
  • Осознавать риски, связанные с хранением сбережений в наличной форме.
  • Знать о существовании государственной системы страхования вкладов.
  • Иметь общее представление о различных способах сбережения.
Умения и поведение
  • Уметь откладывать деньги на определенные цели.
  • Уметь различать депозит (срочный вклад) и текущий счет.
  • Уметь различать товары и услуги, которые не могут быть приобретены на регулярный доход.
  • Уметь читать и проверять банковскую выписку.
  • Уметь пользоваться сберегательной книжкой или дебетовой картой, читать и понимать договор банковского обслуживания по вкладу.
 
Личные характеристики и установки
  • Осознавать важность сбережений.
  • Иметь финансовые цели и мотивацию к их достижению.
  • Осознавать влияние сбережений на финансовую безопасность и стабильность.
 
Кредитование Знание и понимание
  • Понимать, что такое кредит и почему кредит дается под проценты.
  • Понимать основные принципы кредитования.
  • Понимать различия между дебетовой и кредитной картой.
  • Знать различные виды кредитов и понимать различия в процентной ставке.
  • Знать выгоды и риски, связанные с разными способами кредитования.
  • Знать, что такое полная стоимость кредита.
  • Знать особенности ипотечного кредитования.
  • Знать, что такое кредитная история и как она может повлиять на решения банков о выдаче кредита в будущем
 
Умения и поведение
  • Уметь выделять плюсы и минусы использования кредита.
  • Уметь оценивать материальные возможности возврата кредита.
  • Уметь выделять важную информацию в кредитном договоре.
 
Личные характеристики и установки
  • Осознавать мотивы и цели (необходимость) получения кредита.
  • Осознавать персональную склонность к рискованному поведению.
  • Осознавать ответственность за выплату кредита.
Инвестирова-ние Знание и понимание
  • Понимать, что такое инвестирование, в чем его отличие от сбережения и кредитования.
  • Знать основное правило инвестирования: чем выше доходность, темы выше риск.
  • Понимать, что   инвестиционные риски выше, чем риски по банковским вкладам.
  • Понимать, что инвестиционные компании не могут гарантировать какую-либо доходность на инвестиции.
 
Умения и поведение
  • Уметь сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов.
  • Уметь оценивать степень риска конкретного инвестиционного продукта.
 
Личные характеристики и установки
  • Осознавать, что деньги должны работать.
  • Осознавать инвестиции как механизм долгосрочных сбережений.
 
Страхование Знание и понимание
  • Понимать основные задачи и принципы страхования.
  • Знать различные виды страховых продуктов.
  • Знать условия страховых выплат в случае наступления страхового случая.
Умения и поведение
  • Уметь различить какая именно страховка требуется в той или иной жизненной ситуации.
  • Уметь сравнивать различные виды страховых продуктов и делать выбор на основе жизненных целей и обстоятельств, событий жизненного цикла.
 
Личные характеристики и установки
  • Осознавать необходимость использования страховых продуктов в различных сферах жизни.
  • Осознавать необходимость добровольного страхования в различных сферах жизни.
 
Риски и финансовая безопасность Знание и понимание
  • Понимать, что такое финансовый риск.
  • Понимать необходимость иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций.
  • Знать, что такое финансовые риски, какими они бывают, и что все финансовые инструменты связаны с рисками.
  • Знать о возможностях финансового мошенничества и что нужно делать, чтобы не стать жертвой мошенников.
 
Умения и поведение
  • Уметь защитить личную информацию, в т.ч. в сети Интернет.
  • Уметь оценивать степень финансового риска продуктов и услуг.
  • Обладать навыками технологической безопасности, в т.ч. пользования пластиковой картой, банкоматом, платежами через интернет и т.д.
 
Личные характеристики и установки
  • Быть способным реально оценивать свои возможности.
  • Осознавать, что деньги необходимо хранить в безопасном месте.
  • Развивать критическое мышление по отношению к рекламе финансовых продуктов и услуг.
  • Осознание последствий рискованного поведения.
 
Защита прав потребителей Знание и понимание
  • Знать, что потребитель имеет право на получение качественных услуг.
  • Понимать, что у потребителя есть как обязанности, так и права.
  • Знать права и обязанности потребителей продуктов и услуг, в т.ч. финансовых
  • Знать, куда обращаться с жалобой на нарушение прав потребителей
 
Умения и поведение
  • Уметь находить информацию о продукте и осознавать назначение этой информации.
  • Уметь составить жалобу на нарушение прав потребителей.
  • Уметь разбираться в счетах и платежных документах, в т.ч. чеках, коммунальных платежах и т.д.
 
Личные характеристики и установки
  • Осознавать, что права потребителя защищены.
  • Проявлять активность в отстаивании своих прав потребителя.
 
Общие знания экономики и азы финансовой арифметики Знание и понимание
  • Знать типы основных финансовых организаций.
  • Понимать, что наличные деньги - не единственная форма оплаты товаров и услуг.
  • Знать о некоторых официальных финансовых документах (например, о выписке с банковского счета), услугах банкомата, кредитных картах, ваучерах и др.
  • Знать, что процентные ставки и обменные курсы могут изменяться во времени.
  • Знать экономическую обстановку в стране и понимать ее влияние на личное благосостояние.
  • Понимать, что такое инфляция.
 
Умения и поведение
  • Уметь различать типы денег (наличные, пластиковые карты, чеки, купоны и т.д.).
  • Уметь считать наличные деньги (купюры и монеты).
  • Уметь правильно сосчитать сдачу.
  • Уметь отличать рекламу от информации о продукте или услуге.
  • Уметь различать российские деньги и иностранную валюту.
  • Уметь переводить стоимость валюты с помощью курсов.
  • Уметь считать простые и сложные проценты в приложении к сбережениям и кредитам.
  • Быть способным проверять выписки с банковского счета, счета за коммунальные услуги и другие документы.
  • Уметь сравнивать абсолютные и относительные величины в экономике.
 
Личные характеристики и установки
  • Быть мотивированным на улучшение своего материального положения.
  • Проявлять активность и инициативу в поиске информации и ее обновлении.
  • Обладать мотивацией повышать свою финансовую грамотность.
  • Развивать аналитическое мышление по отношению к влиянию экономической ситуации на личные финансы.
  • Осознавать ответственность за собственные финансовые решения.
 

 

 

 

 

Национальный проект «Культура»

Гранты России

Год памяти и славы 2020

ТОИУМЦКИ сегодня

ТОИУМЦКИ сегодня – это творческая лаборатория, которая объединяет научных и практических деятелей сферы культуры и искусства.

Наши социальные сети:

VK

Подписка

Фотогалерея

Все фотографии

Наши партнеры

MinObrNauki RabotaVRossii 

Все партнеры