Авторизация

  К О Н Ц Е П Ц И Я  развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы

1.  Характеристика ситуации в области образования в сфере культуры и искусства

Сложившаяся в последнее десятилетие ситуация в области образования в сфере культуры и искусства характеризуется комплексом системных проблем, обусловленных внесением изменений в законодательство Российской Федерации. Функции по выработке государственной политики в области образования отнесены к компетенции Министерства образования и науки Российской Федерации.

Меры, принятые в 2001 - 2007 годах федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р, межведомственных и ведомственных программ в сфере образования, создали общую базу для решения основных задач отечественной системы образования.

Однако ни основной массив нормативных актов, ни указанные Концепция и программы не учитывали в достаточной мере специфику образования в сфере культуры и искусства.

Необходим концептуальный подход к решению проблем образования в сфере культуры и искусства, который позволил бы определить основные направления его развития, а также роль и место в общей системе российского образования.

Реализация настоящей Концепции направлена на достижение стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе на удовлетворение потребностей граждан в образовании и духовном развитии и сохранение сложившейся в России уникальной системы подготовки музыкантов, артистов, режиссеров, хореографов, художников, скульпторов, дизайнеров и деятелей киноискусства.

2.  Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

В целях сохранения и развития образования в сфере культуры и искусства настоящая Концепция направлена на решение следующих вопросов:

  • роль и значение образования в сфере культуры и искусства в социально-политическом и духовно-нравственном развитии Российской Федерации;
  • система образования в сфере культуры и искусства, его структура, современное состояния и специфические особенности;
  • национальные культурные традиции, составляющие часть культурного наследия Российской Федерации;
  • законодательные инициативы, связанные с развитием образования в сфере культуры и искусства на 2008 - 2015 годы.

Развитие образования в сфере культуры и искусства является важнейшей базой для художественного образования в целом и основополагающей частью системы художественного образования, а также призвано обеспечить решение следующих задач:

  • выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;
  • подготовка творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
  • сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства;
  • эстетическое воспитание подрастающего поколения;
  • воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;
  • приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
  • реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали как личности, так и общества.

Высочайшие достижения российской культуры опираются в первую очередь на уникальную систему подготовки творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства. Эффективность этой системы подтверждается высоким уровнем экспорта образовательных услуг сферы искусства, показателями трудоустройства по специальности молодых специалистов - выпускников высших и средних специальных учебных заведений искусств, признанием мировым сообществом отечественной школы по подготовке творческих кадров в различных видах искусств, а также востребованностью педагогов российских образовательных учреждений высшего профессионального образования в сфере искусства за рубежом.

Основой ресурсного обеспечения системы образования в сфере культуры и искусства остается развитая сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, в которую входят:

  • образовательные учреждения дополнительного образования детей - детские школы искусств (по видам искусств);
  • образовательные учреждения для особо одаренных детей, интегрированно реализующие программы основного общего, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования;
  • средние специальные учебные заведения - художественные, музыкальные, хореографические, театральные, культурно-просветительские и другие училища (колледжи), находящиеся либо в ведении Министерства культуры Российской Федерации и Федерального агентства по образованию, либо в ведении субъектов Российской Федерации;
  • университеты, академии, институты, находящиеся в ведении Правительства Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, Российской академии художеств и органов местного самоуправления.

К этому необходимо добавить, что образовательные программы разных уровней по направлению "культура и искусство" реализуются в ряде непрофильных образовательных учреждений как в государственном и муниципальном, так и в негосударственном секторах.

Подобная децентрализации управления образовательными учреждениями сферы культуры и искусства, а также отрыв их от отрасли приводят к снижению качества образования в этой сфере. Сложившаяся десятилетиями система профессионального образования в сфере культуры и искусства (школа - училище - вуз), которая по праву занимает сегодня одно из ведущих мест в мире, работает устойчиво и эффективно в тех случаях, когда образовательные учреждения, составляющие эти три звена, находятся в ведении органов управления культурой.

Настоящая Концепция определяет приоритеты развития образования в сфере культуры и искусства и меры по достижению стратегических целей, направленных на реализацию конституционных прав граждан в части обеспечения свободы творчества и участия в культурной жизни страны, продекларированных в докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2008 - 2010 годы.

Целями настоящей Концепции являются:

  • обеспечение условий для эффективного развития и модернизации отечественной системы образования в сфере культуры и искусства в соответствии с приоритетами государственной политики в области культуры и искусства и стратегическими задачами социально-экономического развития России;
  • обеспечение устойчивого бескризисного развития образовательных учреждений культуры и искусства, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • обеспечение гарантированного сохранения лучших отечественных традиций образования в сфере культуры и искусства в процессе адаптации высшего профессионального образования к международным тенденциям развития высшего образования, в том числе в рамках Болонского процесса;
  • повышение роли предметов художественно-эстетического профиля в сфере общего образования;
  • создание условий для получения художественного образования и приобщения к искусству и культуре всех групп населения, в особенности детей, подростков и молодежи;
  • сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, в частности детских школ искусств (по видам искусств).

Для реализации целей настоящей Концепции требуется решение следующих задач:

  • нормативно-правовое обеспечение развития образования в сфере культуры и искусства путем внесения изменений в федеральные законы и нормативные правовые акты в части уточнения специфики образования в сфере культуры и искусства;
  • решение вопросов оплаты труда преподавателей детских школ искусств (по видам искусств) в части установления единой нормы часов (18 часов в неделю) педагогической работы за ставку заработной платы и вопросов пенсионного обеспечения в части отмены ограничения права на досрочное назначение трудовой пенсии преподавателям детских школ искусств (по видам искусств);
  • создание дополнительных условий для поддержки талантливых обучающихся в детских школах искусств (по видам искусств), образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства;
  • создание условий для поддержки педагогических кадров учреждений культуры и искусств, работающих с одаренными детьми;
  • укрепление материально-технической базы образовательных учреждений сферы культуры и искусства, включая оснащение их музыкальными инструментами и специальным современным оборудованием, обеспечивающим возможность эффективной реализации образовательных программ;
  • научное, учебно-методическое и кадровое обеспечение деятельности образовательных учреждений сферы культуры и искусства;
  • создание условий для развития международных контактов в области образования в сфере культуры и искусства;
  • развитие имущественных комплексов государственных (федеральных и субъектов Российской Федерации) и муниципальных образовательных учреждений сферы культуры и искусства;
  • совершенствование подготовки педагогических кадров в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства для всех уровней системы художественного образования;
  • повышение значимости культуры и искусства при реализации основных и дополнительных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях.

 

3.  Специфические особенности образования в сфере культуры и искусства и проблемы его развития

Общероссийским классификатором специальностей по образованию предусмотрены 14 направлений подготовки (специальностей) высшего и среднего профессионального образования укрупненной группы "культура и искусство".

Направления подготовки (специальностей) укрупненной группы "культура и искусство", такие, как "библиотечно-информационные ресурсы", "народная художественная культура", "социально-культурная деятельность", "светорежиссура", "реставрация", "художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности",  составляют образовательную часть в сфере культуры. Функционирование образовательных программ в сфере культуры осуществляется в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации.

Направления подготовки (специальностей) укрупненной группы "культура и искусство", такие, как "музыкальное искусство", "театральное искусство", "хореографическое искусство", "изобразительное искусство", "литературное творчество", "киноискусство", "дизайн", "декоративно-прикладное искусство и народные промыслы", составляют образовательную часть в сфере искусства. Каждое из таких направлений подготовки имеет свою специфику, обусловленную тем или иным видом искусства и нерегламентированную нормами, установленными законодательством Российской Федерации.

 

Общие особенности профессиональных образовательных программ в сфере искусства

Специфика профессионального образования в сфере искусства проявляется уже при приеме абитуриентов в высшие и средние специальные образовательные учреждения, где результаты единого государственного экзамена абитуриента являются необходимым, но не определяющим элементом. Законодательством Российской Федерации по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, предусмотрены испытания творческой направленности как дополнительные по отношению к единому государственному экзамену. В сфере искусства именно они являются основными, поскольку позволяют выявить у абитуриентов необходимые творческие способности, умения и физические данные.

Специфика образования в сфере искусства проявляется в особенностях выбора профессии и ее постижения.

В области гуманитарного и технического образования профессиональные образовательные программы строятся на научной базе по принципу перехода от общего - фундаментального к специальному - частному.

Освоение образовательных программ в сфере искусства (за исключением направлений искусствоведения) в малой степени связано с изучением научных дисциплин и базируется на творческих способностях, данных человеку природой. Образовательный процесс у музыкантов-исполнителей, артистов театра и кино, танцовщиков и художников начинается чаще всего с детского возраста и должен быть непрерывным, поскольку связан не с постепенным (от фундаментального к частному) освоением тех или иных наук, а с сугубо практическим чувственным, физическим и интеллектуальным постижением обучающимся сути осваиваемого вида искусства, раскрытием психофизических возможностей личности, тренировкой своего тела и психики, выработкой комплекса психофизических качеств, необходимых для самореализации в выбранной профессии.

Практическая направленность профессионального образования предопределяет и характер подготовки педагогических кадров. Преподаватель профильных дисциплин осваивает методику преподавания, перенимая ее непосредственно от своего педагога, и, бережно относясь к ее традиционной основе, обогащает ее собственным опытом. Разрыв в непрерывной цепочке "педагог - ученик - педагог" в сфере искусства приводит к невосполнимым потерям. Отсюда вытекает особая важность задачи сохранения педагогических традиций отечественного образования в сфере культуры и искусства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации основными формами подготовки научно-педагогических и научных кадров являются аспирантура и докторантура, обучение в которых заканчивается подготовкой диссертации на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. В сфере искусства написание диссертации возможно лишь по образовательным программам в области истории и теории искусств.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" отсутствует понятие "творческая аспирантура". В соответствии с постановлением Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 16 ноября 1967 г. № 1064 "Об улучшении подготовки научных и научно-педагогических кадров" была организована двухгодичная ассистентура - стажировка, которая действовала до 1992 года. В настоящее время вопрос о послевузовском профессиональном образовании по программам исполнительских искусств остается нерешенным.

Нормативные правовые акты в области высшего профессионального образования устанавливают коэффициент соотношения профессорско-преподавательского состава к количеству обучающихся как 1 к 10. Реализация образовательных программ в сфере искусства базируется на индивидуальных формах обучения.

По ряду образовательных программ высшего профессионального образования (режиссура, вокальное искусство, оперно-симфоническое дирижирование, композиция) получение образования возможно при наличии уже имеющихся высшего образования и профессионального опыта. В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность получения второго высшего образования на бюджетной основе.

Воспитание детей и молодежи с помощью культуры и искусства, а также функционирование детских школ искусств (по видам искусств), домов культуры, студий и других учреждений детского культурного досуга предполагают наличие достаточного количества высококвалифицированных специалистов, способных обучать и воспитывать подрастающее поколение в духе уважения к культурным традициям, патриотизма и понимания ценности прекрасного.

Выявление художественно одаренных детей и молодежи является задачей образовательных учреждений культуры и искусства всех уровней (от детских школ искусств до вузов соответствующего профиля). Регулярное обновление образовательных программ, базирующихся на традициях российского художественного образования, является задачей как отдельных образовательных учреждений, так и их методических объединений.

Общие для всех образовательных учреждений в сфере культуры и искусства специфические особенности предопределяют необходимость выработки для них особых лицензионных требований и критериев государственной аккредитации.

 

Особенности образовательных программ по видам искусств, требующих ранней профессионализации

По большинству направлений подготовки в области музыкального, изобразительного, хореографического и циркового искусств начало профессиональной подготовки начинается в раннем возрасте в силу требований этих искусств к психофизиологии обучающегося.

Задачу ранней профессионализации призваны решать детские школы искусств (по видам искусств), функционирующие сегодня в рамках дополнительного образования детей, а также хореографические, цирковые училища и специальные музыкальные и художественные школы (колледжи), реализующие интегрированные образовательные программы основного общего образования, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования.

Вместе с тем Законом Российской Федерации "Об образовании" определено, что обучению по образовательной программе среднего профессионального образования должно предшествовать получение основного общего и среднего (полного) общего образования. Решение этого вопроса возможно путем внесения изменения в законодательство Российской Федерации.

 

Особенности многоуровневого образования в области музыкального, изобразительного, хореографического и театрального искусств

В области музыкального, изобразительного и хореографического искусств в России сложилась система трехуровневого образования, обеспечивающая доступность, качество и эффективность подготовки профессиональных кадров. Учитывая многолетний опыт сложившейся системы, необходимо создать нормативную базу для ее сохранения как объекта национального достояния, а также определить условия для ее функционирования в рамках законодательства Российской Федерации.

Система образования в сфере культуры и искусства предполагает три обязательных уровня подготовки профессиональных кадров.

I  уровень - детская школа искусств (по видам искусств), являющаяся необходимой базой и фундаментом будущего профессионального образования.

II  уровень - училище или колледж искусств - образовательные учреждения среднего профессионального образования, дающие выпускнику альтернативные возможности, в частности, работать по приобретенной специальности или продолжить обучение в высшем учебном заведении. При этом для музыкального, хореографического и изобразительного искусств среднее профессиональное образование является необходимым уровнем образования.

Кроме того, дети, имеющие ярко выраженные способности в области музыкального, хореографического и изобразительного искусств, могут реализовать образовательные программы I и II уровней непрерывно в музыкальных, хореографических и художественных школах
(колледжах) - образовательных учреждениях, являющихся средними специальными учебными заведениями и реализующих интегрированно образовательные программы основного общего образования, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования.

III  уровень - высшее учебное заведение искусств, в котором повышается уровень профессиональных умений и навыков, уже полученных на предшествующем уровне образования.

Таким образом, особенностью образования в сфере культуры и искусства является его многоступенчатое освоение в течение 15 - 18 лет.

В области вокального искусства профессиональные способности могут проявиться в более позднем возрасте, что обусловлено физиологическими особенностями организма. В такой ситуации последовательное прохождение I и II уровней может быть исключено, но при этом для определения уровня способностей поступающих, а также с целью предоставления базовых знаний, необходимых для обучения в образовательном учреждении, важно создать условия для обучения таких студентов на подготовительных отделениях.

В ходе общих преобразований, связанных с переходом на реализацию основных образовательных программ высшего профессионального образования по уровням и разработкой федеральных государственных образовательных стандартов, должны быть сохранены базовые основы отечественного трехуровневого образования в области музыкального, изобразительного и хореографического искусств.

Специфичной является подготовка артиста театра. Для студента, осваивающего специальность артиста, итоговой учебной работой является исполнение ролей в учебных спектаклях. С этой целью студенческая группа формируется подобно труппе театра для обеспечения возможности постановки нескольких учебных спектаклей за время обучения.

Обучение при этом ведется руководителем группы - мастером (по аналогии с художественным руководителем театра), который принимает на себя ответственность за весь комплекс профессиональной подготовки будущих артистов.

Организация подготовки артистов в форме мастерской и моделирование процесса коллективного творчества репертуарного театра являются признанным в мире достижением, требующим сохранения базовых основ российского театрального образования, не допуская укрупнения специальностей (квалификаций) подготовки.

 

4.  Обоснование необходимости комплексного решения проблем образования в сфере культуры и искусства

В сфере культуры и искусства функционирует около 5,5 тыс. детских школ искусств, 260 учреждений среднего профессионального образования и 68 образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Руководители и преподаватели этих образовательных учреждений несут ответственность за сохранение и передачу новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства. При этом ни в одном нормативном документе не отражена специфика образования в сфере культуры и искусства, а совокупность образовательных учреждений отрасли культуры и искусства не рассматривается как единая система. Учитывая межведомственный и межотраслевой характер проблем образования в сфере культуры и искусства, принятие настоящей Концепции с целью выработки единой государственной политики в области сохранения и развития образования в сфере культуры и искусства позволит привлечь к ее реализации все заинтересованные субъекты Российской Федерации.

 

5.  Решение проблем общего художественного образования как условие развития образования в сфере культуры и искусства

Образование в сфере культуры и искусства является составной частью системы художественного образования. При этом образование в сфере культуры и искусства, создавая ориентиры и базу для системы художественного образования, в свою очередь, зависит от его результативности.

С целью развития образования в сфере культуры и искусства необходимо решение следующих проблем художественного образования:

  • недооценка в социальной практике роли художественной культуры как влиятельного фактора динамического развития общества;
  • культурный нигилизм значительной части молодежи, подвергающей сомнению или отрицанию ценностей высокого искусства и их эталонную роль в культуре;
  • усиление разрыва между различными слоями населения и высокой культурой, приобретающей все более элитарный характер;
  • второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического профиля в общем образовании на всех его ступенях;
  • имеющая место платная форма обучения в системе дополнительного образования детей;
  • не отвечающая современным требованиям материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования в рамках общеобразовательного процесса.

Решение проблем художественного образования в целом требует согласованных между всеми органами государственной власти и местного самоуправления организационно-управленческих действий, основными из которых являются:

  • формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, крайне необходимой для развития российского общества;
  • усиление роли предметов художественно-эстетического профиля на всех ступенях общего образования, увеличение количества часов и перечня образовательных программ по видам искусств;
  • восстановление, сохранение и развитие национальных хоровых традиций и других форм приобщения к искусству в общеобразовательных учреждениях;
  • непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;
  • активное участие средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности;
  • развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей и новых тенденций в развитии российской художественной культуры и мирового опыта;
  • укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, разработка мер по материальному стимулированию и достойной оплате труда преподавателей дисциплин художественно-эстетической направленности, а также предоставлению им социальных гарантий.

 

6.  Предварительная оценка эффективности реализации настоящей Концепции

Эффективность реализации настоящей Концепции оценивается по следующим направлениям:

  • соответствие структуры подготовки специалистов в сфере культуры и искусства потребностям государства и требованиям рынка труда;
  • расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи в сфере культуры и искусства;
  • сохранение сложившейся национальной системы подготовки профессиональных кадров в сфере искусства (школа - 5 - 8 лет, училище - 4 года, вуз - 4 - 6 лет);
  • использование адекватных критериев при лицензировании, государственной аккредитации и оценке деятельности образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства;
  • предоставление возможности лицам, окончившим вуз по образовательным программам в области искусства, получения послевузовского профессионального образования и защиты выпускной квалификационной работы в форме, не предполагающей написание и защиту диссертации;
  • повышение качества подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей;
  • восстановление, сохранение и дальнейшее развитие национальных хоровых традиций и других форм приобщения к искусству в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей;
  • усиление роли предметов художественно-эстетической направленности на всех ступенях общего образования;
  • снижение текучести кадров в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства;
  • повышение уровня оплаты педагогического труда в сфере культуры и искусства (рост средней заработной платы по отрасли);
  • рост экспорта образовательных услуг в сфере культуры и искусства (увеличение числа граждан других государств, обучающихся в российских образовательных учреждениях сферы культуры и искусства);
  • расширение сотрудничества с европейскими странами в области образования в сфере культуры и искусства с целью взаимного обмена передовым опытом и выработки адекватных критериев оценки качества образования в этой сфере;
  • обеспечение содержания имущественного комплекса образовательных учреждений (материальной базы, специального оборудования, музыкальных инструментов) в состоянии, соответствующем целям и современным требованиям образования в сфере культуры и искусства;
  • обеспечение образовательных учреждений сферы культуры и искусства общежитиями в объеме, достаточном для решения проблемы выполнения плана качественного приема абитуриентов.

 

7.  Основные этапы и предполагаемые результаты реализации настоящей Концепции

На первом этапе реализации настоящей Концепции (2008 - 2010 годы) предполагается разработать:

  • систему мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области образования, направленных на сохранение специфики образования в сфере культуры и искусства;
  • систему мер по материальному стимулированию лучших работников образовательных учреждений, развитию детского и молодежного творчества;
  • систему мер, направленных на развитие материально-технической базы, в том числе общежитий государственных и муниципальных образовательных учреждений сферы культуры и искусства.

Меры, принятые на первом этапе реализации настоящей Концепции, позволят стабилизировать ситуацию в этой сфере, в том числе решить вопрос о  передаче образовательных учреждений культуры и искусства в ведение органов, осуществляющих управление в сфере культуры, а также урегулировать вопросы послевузовского профессионального образования и социальной поддержки преподавателей.

Предусматривается определить возможные пути развития имущественных комплексов образовательных учреждений.

На втором этапе реализации настоящей Концепции (2010 - 2015 годы) предстоит в полном масштабе реализовать разработанные меры.

Результатом реализации настоящей Концепции на втором этапе станет:

  • сохранение единой системы образования в сфере культуры и искусства (школа - училище - вуз) в ведении органов управления культурой;
  • совершенствование законодательной базы с учетом специфики образования в сфере культуры и искусства;
  • повышение эффективности и качества образования в сфере культуры и искусства;
  • обеспечение необходимого уровня материально-технической оснащенности образовательных учреждений;
  • повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих работников образовательных учреждений культуры и искусства;
  • повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности профессионального образования в сфере культуры и искусства.

 

8.  Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за реализацию настоящей Концепции

Федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию настоящей Концепции, являются Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по образованию.

____________

Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1244-р

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2008-2015ГОДЫ

    Срок реализации Ответственные исполнители
       
1 Внесение в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" изменений в части сохранения и развития образования в сфере культуры и искусства, в том числе определения понятий "образование в сфере культуры и искусства", "эстетическое воспитание", "художественное образование", "система художественного образования" 2009 - 2010 годы

Минкультуры России,

Минобрнауки России

2 Внесение в Положение о Министерстве культуры Российской Федерации изменений в части закрепления за Минкультуры России функций по взаимодействию с Минобрнауки России при выработке государственной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере образования 2009 год

Минкультуры России,

Минобрнауки России
3

Внесение в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" изменений в части особенностей:

послевузовского образования по творческо-исполнительским специальностям;

дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства

2009 год

Минкультуры России,

Минобрнауки России
4 Урегулирование вопроса о предоставлении лицам, получившим первую отсрочку в период обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по специальностям в области искусства, отсрочки от призыва на военную службу в случае их поступления для продолжения образования по аналогичным образовательным программам в образовательные учреждения высшего профессионального образования

2008 - 2009 годы

Минкультуры России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

5

Разработка проектов нормативных актов Правительства Российской Федерации:

об определении соотношения численности педагогических работников к численности студентов, обучающихся в вузах по профессиональным образовательным программам в области искусства (установление коэффициентов), исходя из обоснованной потребности индивидуального обучения студентов и обучения их в малых группах;

об установлении нормативов оптимальной нагрузки педагогических работников в образовательных учреждениях в сфере культуры и искусства

2009 - 2010

годы

Минкультуры России
6 Внесение в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" изменений по вопросу установления единой нормы часов за ставку заработной платы 2009 год

Минкультуры России, заинтересованные

федеральные органы исполнительной власти

7 Внесение в нормативные правовые акты изменений в части установления требований к условиям осуществления образовательного процесса по образовательным программам в сфере культуры и искусства, а также в части установления показателей деятельности образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, используемых при государственной аккредитации соответствующих образовательных учреждений 2009 год Минкультуры России, Минобрнауки России
8 Инвентаризация имущественного комплекса государственных и муниципальных образовательных учреждений в сфере культуры и искусства

2008 - 2009 годы

Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

9 Развитие материально-технической базы, в том числе общежитий, государственных и муниципальных образовательных учреждений в сфере культуры и искусства 2009 - 2015 годы

Минкультуры России, Рособразование,  органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

10 Государственная поддержка талантливых учащихся детских школ искусств, студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства 2009 - 2015 годы

Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

11 Материальное стимулирование лучших педагогических работников образовательных учреждений в сфере культуры и искусства 2009 - 2015 годы

Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

12 Развитие системы подготовки и переподготовки кадров педагогических и других категорий работников образовательных учреждений в сфере культуры и искусства 2009 - 2015 годы

Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

13 Учебно-методическое обеспечение образовательных учреждений в сфере культуры и искусства 2009 - 2015 годы

Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

 скачать файл в формате Word

Национальный проект «Культура»

Гранты России

Год памяти и славы 2020

ТОИУМЦКИ сегодня

ТОИУМЦКИ сегодня – это творческая лаборатория, которая объединяет научных и практических деятелей сферы культуры и искусства.

Наши социальные сети:

VK

Подписка

Фотогалерея

Все фотографии

Наши партнеры

MinObrNauki RabotaVRossii 

Все партнеры