К О Н Ц Е П Ц И Я развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы
1. Характеристика ситуации в области образования в сфере культуры и искусства
Сложившаяся в последнее десятилетие ситуация в области образования в сфере культуры и искусства характеризуется комплексом системных проблем, обусловленных внесением изменений в законодательство Российской Федерации. Функции по выработке государственной политики в области образования отнесены к компетенции Министерства образования и науки Российской Федерации.
Меры, принятые в 2001 - 2007 годах федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р, межведомственных и ведомственных программ в сфере образования, создали общую базу для решения основных задач отечественной системы образования.
Однако ни основной массив нормативных актов, ни указанные Концепция и программы не учитывали в достаточной мере специфику образования в сфере культуры и искусства.
Необходим концептуальный подход к решению проблем образования в сфере культуры и искусства, который позволил бы определить основные направления его развития, а также роль и место в общей системе российского образования.
Реализация настоящей Концепции направлена на достижение стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе на удовлетворение потребностей граждан в образовании и духовном развитии и сохранение сложившейся в России уникальной системы подготовки музыкантов, артистов, режиссеров, хореографов, художников, скульпторов, дизайнеров и деятелей киноискусства.
2. Обоснование соответствия решаемой проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
В целях сохранения и развития образования в сфере культуры и искусства настоящая Концепция направлена на решение следующих вопросов:
-
роль и значение образования в сфере культуры и искусства в социально-политическом и духовно-нравственном развитии Российской Федерации;
-
система образования в сфере культуры и искусства, его структура, современное состояния и специфические особенности;
-
национальные культурные традиции, составляющие часть культурного наследия Российской Федерации;
-
законодательные инициативы, связанные с развитием образования в сфере культуры и искусства на 2008 - 2015 годы.
Развитие образования в сфере культуры и искусства является важнейшей базой для художественного образования в целом и основополагающей частью системы художественного образования, а также призвано обеспечить решение следующих задач:
-
выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;
-
подготовка творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства, а также педагогических кадров для системы художественного образования;
-
сохранение и передача новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства;
-
эстетическое воспитание подрастающего поколения;
-
воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;
-
приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
-
реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения и морали как личности, так и общества.
Высочайшие достижения российской культуры опираются в первую очередь на уникальную систему подготовки творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства. Эффективность этой системы подтверждается высоким уровнем экспорта образовательных услуг сферы искусства, показателями трудоустройства по специальности молодых специалистов - выпускников высших и средних специальных учебных заведений искусств, признанием мировым сообществом отечественной школы по подготовке творческих кадров в различных видах искусств, а также востребованностью педагогов российских образовательных учреждений высшего профессионального образования в сфере искусства за рубежом.
Основой ресурсного обеспечения системы образования в сфере культуры и искусства остается развитая сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений, в которую входят:
-
образовательные учреждения дополнительного образования детей - детские школы искусств (по видам искусств);
-
образовательные учреждения для особо одаренных детей, интегрированно реализующие программы основного общего, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования;
-
средние специальные учебные заведения - художественные, музыкальные, хореографические, театральные, культурно-просветительские и другие училища (колледжи), находящиеся либо в ведении Министерства культуры Российской Федерации и Федерального агентства по образованию, либо в ведении субъектов Российской Федерации;
-
университеты, академии, институты, находящиеся в ведении Правительства Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, Российской академии художеств и органов местного самоуправления.
К этому необходимо добавить, что образовательные программы разных уровней по направлению "культура и искусство" реализуются в ряде непрофильных образовательных учреждений как в государственном и муниципальном, так и в негосударственном секторах.
Подобная децентрализации управления образовательными учреждениями сферы культуры и искусства, а также отрыв их от отрасли приводят к снижению качества образования в этой сфере. Сложившаяся десятилетиями система профессионального образования в сфере культуры и искусства (школа - училище - вуз), которая по праву занимает сегодня одно из ведущих мест в мире, работает устойчиво и эффективно в тех случаях, когда образовательные учреждения, составляющие эти три звена, находятся в ведении органов управления культурой.
Настоящая Концепция определяет приоритеты развития образования в сфере культуры и искусства и меры по достижению стратегических целей, направленных на реализацию конституционных прав граждан в части обеспечения свободы творчества и участия в культурной жизни страны, продекларированных в докладе о результатах и основных направлениях деятельности Министерства культуры Российской Федерации на 2008 - 2010 годы.
Целями настоящей Концепции являются:
-
обеспечение условий для эффективного развития и модернизации отечественной системы образования в сфере культуры и искусства в соответствии с приоритетами государственной политики в области культуры и искусства и стратегическими задачами социально-экономического развития России;
-
обеспечение устойчивого бескризисного развития образовательных учреждений культуры и искусства, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
-
обеспечение гарантированного сохранения лучших отечественных традиций образования в сфере культуры и искусства в процессе адаптации высшего профессионального образования к международным тенденциям развития высшего образования, в том числе в рамках Болонского процесса;
-
повышение роли предметов художественно-эстетического профиля в сфере общего образования;
-
создание условий для получения художественного образования и приобщения к искусству и культуре всех групп населения, в особенности детей, подростков и молодежи;
-
сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, в частности детских школ искусств (по видам искусств).
Для реализации целей настоящей Концепции требуется решение следующих задач:
-
нормативно-правовое обеспечение развития образования в сфере культуры и искусства путем внесения изменений в федеральные законы и нормативные правовые акты в части уточнения специфики образования в сфере культуры и искусства;
-
решение вопросов оплаты труда преподавателей детских школ искусств (по видам искусств) в части установления единой нормы часов (18 часов в неделю) педагогической работы за ставку заработной платы и вопросов пенсионного обеспечения в части отмены ограничения права на досрочное назначение трудовой пенсии преподавателям детских школ искусств (по видам искусств);
-
создание дополнительных условий для поддержки талантливых обучающихся в детских школах искусств (по видам искусств), образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства;
-
создание условий для поддержки педагогических кадров учреждений культуры и искусств, работающих с одаренными детьми;
-
укрепление материально-технической базы образовательных учреждений сферы культуры и искусства, включая оснащение их музыкальными инструментами и специальным современным оборудованием, обеспечивающим возможность эффективной реализации образовательных программ;
-
научное, учебно-методическое и кадровое обеспечение деятельности образовательных учреждений сферы культуры и искусства;
-
создание условий для развития международных контактов в области образования в сфере культуры и искусства;
-
развитие имущественных комплексов государственных (федеральных и субъектов Российской Федерации) и муниципальных образовательных учреждений сферы культуры и искусства;
-
совершенствование подготовки педагогических кадров в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства для всех уровней системы художественного образования;
-
повышение значимости культуры и искусства при реализации основных и дополнительных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях.
3. Специфические особенности образования в сфере культуры и искусства и проблемы его развития
Общероссийским классификатором специальностей по образованию предусмотрены 14 направлений подготовки (специальностей) высшего и среднего профессионального образования укрупненной группы "культура и искусство".
Направления подготовки (специальностей) укрупненной группы "культура и искусство", такие, как "библиотечно-информационные ресурсы", "народная художественная культура", "социально-культурная деятельность", "светорежиссура", "реставрация", "художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности", составляют образовательную часть в сфере культуры. Функционирование образовательных программ в сфере культуры осуществляется в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации.
Направления подготовки (специальностей) укрупненной группы "культура и искусство", такие, как "музыкальное искусство", "театральное искусство", "хореографическое искусство", "изобразительное искусство", "литературное творчество", "киноискусство", "дизайн", "декоративно-прикладное искусство и народные промыслы", составляют образовательную часть в сфере искусства. Каждое из таких направлений подготовки имеет свою специфику, обусловленную тем или иным видом искусства и нерегламентированную нормами, установленными законодательством Российской Федерации.
Общие особенности профессиональных образовательных программ в сфере искусства
Специфика профессионального образования в сфере искусства проявляется уже при приеме абитуриентов в высшие и средние специальные образовательные учреждения, где результаты единого государственного экзамена абитуриента являются необходимым, но не определяющим элементом. Законодательством Российской Федерации по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, предусмотрены испытания творческой направленности как дополнительные по отношению к единому государственному экзамену. В сфере искусства именно они являются основными, поскольку позволяют выявить у абитуриентов необходимые творческие способности, умения и физические данные.
Специфика образования в сфере искусства проявляется в особенностях выбора профессии и ее постижения.
В области гуманитарного и технического образования профессиональные образовательные программы строятся на научной базе по принципу перехода от общего - фундаментального к специальному - частному.
Освоение образовательных программ в сфере искусства (за исключением направлений искусствоведения) в малой степени связано с изучением научных дисциплин и базируется на творческих способностях, данных человеку природой. Образовательный процесс у музыкантов-исполнителей, артистов театра и кино, танцовщиков и художников начинается чаще всего с детского возраста и должен быть непрерывным, поскольку связан не с постепенным (от фундаментального к частному) освоением тех или иных наук, а с сугубо практическим чувственным, физическим и интеллектуальным постижением обучающимся сути осваиваемого вида искусства, раскрытием психофизических возможностей личности, тренировкой своего тела и психики, выработкой комплекса психофизических качеств, необходимых для самореализации в выбранной профессии.
Практическая направленность профессионального образования предопределяет и характер подготовки педагогических кадров. Преподаватель профильных дисциплин осваивает методику преподавания, перенимая ее непосредственно от своего педагога, и, бережно относясь к ее традиционной основе, обогащает ее собственным опытом. Разрыв в непрерывной цепочке "педагог - ученик - педагог" в сфере искусства приводит к невосполнимым потерям. Отсюда вытекает особая важность задачи сохранения педагогических традиций отечественного образования в сфере культуры и искусства.
В соответствии с законодательством Российской Федерации основными формами подготовки научно-педагогических и научных кадров являются аспирантура и докторантура, обучение в которых заканчивается подготовкой диссертации на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. В сфере искусства написание диссертации возможно лишь по образовательным программам в области истории и теории искусств.
В Законе Российской Федерации "Об образовании" отсутствует понятие "творческая аспирантура". В соответствии с постановлением Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 16 ноября 1967 г. № 1064 "Об улучшении подготовки научных и научно-педагогических кадров" была организована двухгодичная ассистентура - стажировка, которая действовала до 1992 года. В настоящее время вопрос о послевузовском профессиональном образовании по программам исполнительских искусств остается нерешенным.
Нормативные правовые акты в области высшего профессионального образования устанавливают коэффициент соотношения профессорско-преподавательского состава к количеству обучающихся как 1 к 10. Реализация образовательных программ в сфере искусства базируется на индивидуальных формах обучения.
По ряду образовательных программ высшего профессионального образования (режиссура, вокальное искусство, оперно-симфоническое дирижирование, композиция) получение образования возможно при наличии уже имеющихся высшего образования и профессионального опыта. В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность получения второго высшего образования на бюджетной основе.
Воспитание детей и молодежи с помощью культуры и искусства, а также функционирование детских школ искусств (по видам искусств), домов культуры, студий и других учреждений детского культурного досуга предполагают наличие достаточного количества высококвалифицированных специалистов, способных обучать и воспитывать подрастающее поколение в духе уважения к культурным традициям, патриотизма и понимания ценности прекрасного.
Выявление художественно одаренных детей и молодежи является задачей образовательных учреждений культуры и искусства всех уровней (от детских школ искусств до вузов соответствующего профиля). Регулярное обновление образовательных программ, базирующихся на традициях российского художественного образования, является задачей как отдельных образовательных учреждений, так и их методических объединений.
Общие для всех образовательных учреждений в сфере культуры и искусства специфические особенности предопределяют необходимость выработки для них особых лицензионных требований и критериев государственной аккредитации.
Особенности образовательных программ по видам искусств, требующих ранней профессионализации
По большинству направлений подготовки в области музыкального, изобразительного, хореографического и циркового искусств начало профессиональной подготовки начинается в раннем возрасте в силу требований этих искусств к психофизиологии обучающегося.
Задачу ранней профессионализации призваны решать детские школы искусств (по видам искусств), функционирующие сегодня в рамках дополнительного образования детей, а также хореографические, цирковые училища и специальные музыкальные и художественные школы (колледжи), реализующие интегрированные образовательные программы основного общего образования, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования.
Вместе с тем Законом Российской Федерации "Об образовании" определено, что обучению по образовательной программе среднего профессионального образования должно предшествовать получение основного общего и среднего (полного) общего образования. Решение этого вопроса возможно путем внесения изменения в законодательство Российской Федерации.
Особенности многоуровневого образования в области музыкального, изобразительного, хореографического и театрального искусств
В области музыкального, изобразительного и хореографического искусств в России сложилась система трехуровневого образования, обеспечивающая доступность, качество и эффективность подготовки профессиональных кадров. Учитывая многолетний опыт сложившейся системы, необходимо создать нормативную базу для ее сохранения как объекта национального достояния, а также определить условия для ее функционирования в рамках законодательства Российской Федерации.
Система образования в сфере культуры и искусства предполагает три обязательных уровня подготовки профессиональных кадров.
I уровень - детская школа искусств (по видам искусств), являющаяся необходимой базой и фундаментом будущего профессионального образования.
II уровень - училище или колледж искусств - образовательные учреждения среднего профессионального образования, дающие выпускнику альтернативные возможности, в частности, работать по приобретенной специальности или продолжить обучение в высшем учебном заведении. При этом для музыкального, хореографического и изобразительного искусств среднее профессиональное образование является необходимым уровнем образования.
Кроме того, дети, имеющие ярко выраженные способности в области музыкального, хореографического и изобразительного искусств, могут реализовать образовательные программы I и II уровней непрерывно в музыкальных, хореографических и художественных школах
(колледжах) - образовательных учреждениях, являющихся средними специальными учебными заведениями и реализующих интегрированно образовательные программы основного общего образования, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования.
III уровень - высшее учебное заведение искусств, в котором повышается уровень профессиональных умений и навыков, уже полученных на предшествующем уровне образования.
Таким образом, особенностью образования в сфере культуры и искусства является его многоступенчатое освоение в течение 15 - 18 лет.
В области вокального искусства профессиональные способности могут проявиться в более позднем возрасте, что обусловлено физиологическими особенностями организма. В такой ситуации последовательное прохождение I и II уровней может быть исключено, но при этом для определения уровня способностей поступающих, а также с целью предоставления базовых знаний, необходимых для обучения в образовательном учреждении, важно создать условия для обучения таких студентов на подготовительных отделениях.
В ходе общих преобразований, связанных с переходом на реализацию основных образовательных программ высшего профессионального образования по уровням и разработкой федеральных государственных образовательных стандартов, должны быть сохранены базовые основы отечественного трехуровневого образования в области музыкального, изобразительного и хореографического искусств.
Специфичной является подготовка артиста театра. Для студента, осваивающего специальность артиста, итоговой учебной работой является исполнение ролей в учебных спектаклях. С этой целью студенческая группа формируется подобно труппе театра для обеспечения возможности постановки нескольких учебных спектаклей за время обучения.
Обучение при этом ведется руководителем группы - мастером (по аналогии с художественным руководителем театра), который принимает на себя ответственность за весь комплекс профессиональной подготовки будущих артистов.
Организация подготовки артистов в форме мастерской и моделирование процесса коллективного творчества репертуарного театра являются признанным в мире достижением, требующим сохранения базовых основ российского театрального образования, не допуская укрупнения специальностей (квалификаций) подготовки.
4. Обоснование необходимости комплексного решения проблем образования в сфере культуры и искусства
В сфере культуры и искусства функционирует около 5,5 тыс. детских школ искусств, 260 учреждений среднего профессионального образования и 68 образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Руководители и преподаватели этих образовательных учреждений несут ответственность за сохранение и передачу новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере культуры и искусства. При этом ни в одном нормативном документе не отражена специфика образования в сфере культуры и искусства, а совокупность образовательных учреждений отрасли культуры и искусства не рассматривается как единая система. Учитывая межведомственный и межотраслевой характер проблем образования в сфере культуры и искусства, принятие настоящей Концепции с целью выработки единой государственной политики в области сохранения и развития образования в сфере культуры и искусства позволит привлечь к ее реализации все заинтересованные субъекты Российской Федерации.
5. Решение проблем общего художественного образования как условие развития образования в сфере культуры и искусства
Образование в сфере культуры и искусства является составной частью системы художественного образования. При этом образование в сфере культуры и искусства, создавая ориентиры и базу для системы художественного образования, в свою очередь, зависит от его результативности.
С целью развития образования в сфере культуры и искусства необходимо решение следующих проблем художественного образования:
-
недооценка в социальной практике роли художественной культуры как влиятельного фактора динамического развития общества;
-
культурный нигилизм значительной части молодежи, подвергающей сомнению или отрицанию ценностей высокого искусства и их эталонную роль в культуре;
-
усиление разрыва между различными слоями населения и высокой культурой, приобретающей все более элитарный характер;
-
второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического профиля в общем образовании на всех его ступенях;
-
имеющая место платная форма обучения в системе дополнительного образования детей;
-
не отвечающая современным требованиям материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования в рамках общеобразовательного процесса.
Решение проблем художественного образования в целом требует согласованных между всеми органами государственной власти и местного самоуправления организационно-управленческих действий, основными из которых являются:
-
формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, крайне необходимой для развития российского общества;
-
усиление роли предметов художественно-эстетического профиля на всех ступенях общего образования, увеличение количества часов и перечня образовательных программ по видам искусств;
-
восстановление, сохранение и развитие национальных хоровых традиций и других форм приобщения к искусству в общеобразовательных учреждениях;
-
непрерывное обновление программно-методического обеспечения, содержания, форм и методов художественного образования с учетом лучшего отечественного опыта и мировых достижений;
-
активное участие средств массовой информации в художественно-просветительской деятельности;
-
развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей и новых тенденций в развитии российской художественной культуры и мирового опыта;
-
укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, разработка мер по материальному стимулированию и достойной оплате труда преподавателей дисциплин художественно-эстетической направленности, а также предоставлению им социальных гарантий.
6. Предварительная оценка эффективности реализации настоящей Концепции
Эффективность реализации настоящей Концепции оценивается по следующим направлениям:
-
соответствие структуры подготовки специалистов в сфере культуры и искусства потребностям государства и требованиям рынка труда;
-
расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи в сфере культуры и искусства;
-
сохранение сложившейся национальной системы подготовки профессиональных кадров в сфере искусства (школа - 5 - 8 лет, училище - 4 года, вуз - 4 - 6 лет);
-
использование адекватных критериев при лицензировании, государственной аккредитации и оценке деятельности образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства;
-
предоставление возможности лицам, окончившим вуз по образовательным программам в области искусства, получения послевузовского профессионального образования и защиты выпускной квалификационной работы в форме, не предполагающей написание и защиту диссертации;
-
повышение качества подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей;
-
восстановление, сохранение и дальнейшее развитие национальных хоровых традиций и других форм приобщения к искусству в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей;
-
усиление роли предметов художественно-эстетической направленности на всех ступенях общего образования;
-
снижение текучести кадров в образовательных учреждениях сферы культуры и искусства;
-
повышение уровня оплаты педагогического труда в сфере культуры и искусства (рост средней заработной платы по отрасли);
-
рост экспорта образовательных услуг в сфере культуры и искусства (увеличение числа граждан других государств, обучающихся в российских образовательных учреждениях сферы культуры и искусства);
-
расширение сотрудничества с европейскими странами в области образования в сфере культуры и искусства с целью взаимного обмена передовым опытом и выработки адекватных критериев оценки качества образования в этой сфере;
-
обеспечение содержания имущественного комплекса образовательных учреждений (материальной базы, специального оборудования, музыкальных инструментов) в состоянии, соответствующем целям и современным требованиям образования в сфере культуры и искусства;
-
обеспечение образовательных учреждений сферы культуры и искусства общежитиями в объеме, достаточном для решения проблемы выполнения плана качественного приема абитуриентов.
7. Основные этапы и предполагаемые результаты реализации настоящей Концепции
На первом этапе реализации настоящей Концепции (2008 - 2010 годы) предполагается разработать:
-
систему мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области образования, направленных на сохранение специфики образования в сфере культуры и искусства;
-
систему мер по материальному стимулированию лучших работников образовательных учреждений, развитию детского и молодежного творчества;
-
систему мер, направленных на развитие материально-технической базы, в том числе общежитий государственных и муниципальных образовательных учреждений сферы культуры и искусства.
Меры, принятые на первом этапе реализации настоящей Концепции, позволят стабилизировать ситуацию в этой сфере, в том числе решить вопрос о передаче образовательных учреждений культуры и искусства в ведение органов, осуществляющих управление в сфере культуры, а также урегулировать вопросы послевузовского профессионального образования и социальной поддержки преподавателей.
Предусматривается определить возможные пути развития имущественных комплексов образовательных учреждений.
На втором этапе реализации настоящей Концепции (2010 - 2015 годы) предстоит в полном масштабе реализовать разработанные меры.
Результатом реализации настоящей Концепции на втором этапе станет:
- сохранение единой системы образования в сфере культуры и искусства (школа - училище - вуз) в ведении органов управления культурой;
- совершенствование законодательной базы с учетом специфики образования в сфере культуры и искусства;
- повышение эффективности и качества образования в сфере культуры и искусства;
- обеспечение необходимого уровня материально-технической оснащенности образовательных учреждений;
- повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих работников образовательных учреждений культуры и искусства;
- повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности профессионального образования в сфере культуры и искусства.
8. Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за реализацию настоящей Концепции
Федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию настоящей Концепции, являются Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральное агентство по образованию.
____________
Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1244-р
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2008-2015ГОДЫ
Срок реализации | Ответственные исполнители | ||
1 | Внесение в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" изменений в части сохранения и развития образования в сфере культуры и искусства, в том числе определения понятий "образование в сфере культуры и искусства", "эстетическое воспитание", "художественное образование", "система художественного образования" | 2009 - 2010 годы |
Минкультуры России, Минобрнауки России |
2 | Внесение в Положение о Министерстве культуры Российской Федерации изменений в части закрепления за Минкультуры России функций по взаимодействию с Минобрнауки России при выработке государственной политики и нормативно-правовом регулировании в сфере образования | 2009 год |
Минкультуры России, Минобрнауки России |
3 |
Внесение в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" изменений в части особенностей: послевузовского образования по творческо-исполнительским специальностям; дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства |
2009 год |
Минкультуры России, Минобрнауки России |
4 | Урегулирование вопроса о предоставлении лицам, получившим первую отсрочку в период обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования по специальностям в области искусства, отсрочки от призыва на военную службу в случае их поступления для продолжения образования по аналогичным образовательным программам в образовательные учреждения высшего профессионального образования |
2008 - 2009 годы |
Минкультуры России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
5 |
Разработка проектов нормативных актов Правительства Российской Федерации: об определении соотношения численности педагогических работников к численности студентов, обучающихся в вузах по профессиональным образовательным программам в области искусства (установление коэффициентов), исходя из обоснованной потребности индивидуального обучения студентов и обучения их в малых группах; об установлении нормативов оптимальной нагрузки педагогических работников в образовательных учреждениях в сфере культуры и искусства |
2009 - 2010 годы |
Минкультуры России |
6 | Внесение в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" изменений по вопросу установления единой нормы часов за ставку заработной платы | 2009 год |
Минкультуры России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
7 | Внесение в нормативные правовые акты изменений в части установления требований к условиям осуществления образовательного процесса по образовательным программам в сфере культуры и искусства, а также в части установления показателей деятельности образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, используемых при государственной аккредитации соответствующих образовательных учреждений | 2009 год | Минкультуры России, Минобрнауки России |
8 | Инвентаризация имущественного комплекса государственных и муниципальных образовательных учреждений в сфере культуры и искусства |
2008 - 2009 годы |
Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
9 | Развитие материально-технической базы, в том числе общежитий, государственных и муниципальных образовательных учреждений в сфере культуры и искусства | 2009 - 2015 годы |
Минкультуры России, Рособразование, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
10 | Государственная поддержка талантливых учащихся детских школ искусств, студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства | 2009 - 2015 годы |
Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
11 | Материальное стимулирование лучших педагогических работников образовательных учреждений в сфере культуры и искусства | 2009 - 2015 годы |
Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
12 | Развитие системы подготовки и переподготовки кадров педагогических и других категорий работников образовательных учреждений в сфере культуры и искусства | 2009 - 2015 годы |
Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
13 | Учебно-методическое обеспечение образовательных учреждений в сфере культуры и искусства | 2009 - 2015 годы |
Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
скачать файл в формате Word