1. В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» Федеральным законом от 16 июня 2011 г. № 145-ФЗ, в детских школах искусств, в том числе по различным видам искусств (далее по тексту – образовательные учреждения), реализуются дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств (далее по тексту – образовательные программы в области искусств).
2. Образовательные программы в области искусств разрабатываются образовательными учреждениями самостоятельно на основании федеральных государственных требований, установленных к минимуму содержания, структуре и условиям реализации этих программ, а также срокам их реализации (далее по тексту – ФГТ).
3. Образовательные программы в области искусств должны определять содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом:
- обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств;
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
4. Образовательные программы в области искусств должны быть ориентированы на:
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства;
- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности; умению планировать свою домашнюю работу; осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью; умению давать объективную оценку своему труду; формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам; пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности; определению наиболее эффективных способов достижения результата;
- выявление одаренных детей в области соответствующего вида искусства в раннем возрасте и подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства.
5. Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и художественное становление личности должны обеспечиваться созданием в образовательном учреждении комфортной, развивающей образовательной среды, включающей:
- организацию творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, выставок, театрализованных представлений и др.);
- организацию посещений обучающимися учреждений и организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
- организацию творческой и культурно-просветительной деятельности совместно с другими образовательными учреждениями, в том числе среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области соответствующего вида искусства;
- использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в области искусств, а также современном уровне его развития;
- эффективную самостоятельную работу обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
- построение содержания образовательной программы в области искусств с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных социально-культурных особенностей субъекта Российской Федерации;
- эффективное управление образовательным учреждением.
6. В уставе образовательного учреждения указываются его виды деятельности, в том числе непосредственно связанные с реализацией образовательных программ в области искусств (образовательная, творческая, культурно-просветительская), структура управления в образовательном учреждении, сам факт реализации образовательных программ в области искусств, особенности организации образовательного процесса по данным программам (правила приема в образовательное учреждение, особенности осуществления оценки качества успеваемости обучающихся, в том числе формы и порядок проведения текущего контроля знаний обучающихся, промежуточной аттестации, порядок и условия перевода обучающихся с одной образовательной программы в области искусств на другую, порядок и условия отчисления обучающихся и др.), язык, на котором осуществляется реализация образовательного процесса, права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников, режим работы образовательного учреждения, порядок формирования и компетенция органов самоуправления образовательного учреждения (совета образовательного учреждения, методического, педагогического, художественного, попечительского советов и др.), численный состав учебных групп, продолжительность занятий.
Также в уставе перечисляются локальные нормативные акты, принимаемые образовательным учреждением по вопросам, связанным с организацией учебного процесса и реализацией образовательных программ в области искусств (например, положения о структурных подразделениях, положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся, положение об установлении критериев оценок при итоговой аттестации обучающихся и др.).
Устав образовательного учреждения и изменения, которые вносятся в него, принимаются общим собранием работников образовательного учреждения и утверждаются учредителем образовательного учреждения в установленном порядке.
7. В образовательном учреждении создаются органы самоуправления – педагогический и методические советы; могут быть созданы совет образовательного учреждения, художественный, попечительский советы и др.
Совет образовательного учреждения может создаваться с целью принятия оперативных решений в сфере деятельности образовательного учреждения, рассмотрения и принятия локальных нормативных актов, принятия решений по организационной структуре образовательного учреждения и др.
Условия формирования органов самоуправления образовательного учреждения, численный состав, полномочия, срок полномочий должны быть отражены в уставе или локальных нормативных актах образовательного учреждения.
8. Творческая и культурно-просветительская деятельность образовательного учреждения должны быть направлены на развитие творческих способностей обучающихся, пропаганду среди различных слоев населения лучших достижений отечественного и зарубежного искусства, их приобщение к духовным ценностям.
9. С целью реализации творческой и культурно-просветительной деятельности в образовательных учреждениях создаются учебные творческие коллективы (учебные оркестры и ансамбли, учебные хоровые и вокальные коллективы, учебные хореографические и/или танцевальные коллективы и др.).
Деятельность учебных творческих коллективов может регулироваться локальными нормативными актами образовательного учреждения и осуществляться как в рамках учебного времени, так и за его пределами (например, в каникулярное время).
10. Образовательное учреждение обладает правом использования творческих работ, выполненных обучающимися в процессе освоения образовательных программ в области искусств, в методической деятельности, если иные условия не оговорены договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся. Право использования образовательным учреждением творческих работ, выполненных обучающимися в процессе освоения образовательных программ в области искусств, должно быть отражено в уставе образовательного учреждения. Данное использование допускается только в научных, учебных или культурных целях, не связанных с извлечением прибыли (если иное не предусмотрено договором), при обязательном указании имени автора (авторов).
11. При реализации образовательных программ в области искусств образовательное учреждение может иметь в своей структуре учебные отделения, учебные кабинеты, учебные концертные, выставочные, танцевальные залы, учебные театры, учебные манежи, музеи, библиотеки, фоно- и видеотеки, подготовительные структурные подразделения (отделения, классы) и иные структурные подразделения, а также объекты социальной инфраструктуры. Образовательное учреждение самостоятельно в формировании своей структуры. Порядок создания и деятельность структурных подразделений регулируются уставом и (или) локальными нормативными актами образовательного учреждения.
12. Язык (языки), на котором (которых) ведется обучение и воспитание в образовательном учреждении, могут определяться как учредителем образовательного учреждения, так и непосредственно уставом образовательного учреждения.
С целью обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств с программами среднего профессионального и высшего профессионального образования соответствующих видов искусств, обучение в образовательном учреждении по учебным предметам обязательной части рекомендуется осуществлять на русском языке, в вариативной части образовательной программы в области искусств допускается реализация учебных предметов на языках народов Российской Федерации, если это предусмотрено уставом образовательного учреждения.
13. Правила приема на обучение по образовательной программе в области искусств в части, не предусмотренной законодательством, определяются учредителем образовательного учреждения и закрепляются в уставе.
При приеме на образовательную программу в области искусств образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей, а также, в зависимости от вида искусств, и физических данных. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие у детей способностей в области определенного вида искусств. Зачисление детей в образовательные учреждения осуществляется по результатам их отбора. Порядок и сроки проведения отбора детей устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно. Порядок отбора детей должен быть отражен в уставе образовательного учреждения. Обучающимся образовательного учреждения является лицо, зачисленное приказом руководителя в образовательное учреждение по результатам отбора при приеме.
14. Образовательная программа в области искусств должна содержать следующие разделы:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы в области искусств;
- учебный план;
- график образовательного процесса;
- программы учебных предметов;
- систему и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися образовательной программы в области искусств;
- программу творческой, методической и культурно-просветительной деятельности образовательного учреждения.
Разработанная образовательным учреждением образовательная программа в области искусств должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения данной программы, предусмотренных ФГТ.
Реализация образовательных программ в области искусств должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (творческие, эмоциональные, интеллектуальные и физические).
15. Реализация образовательных программ в области искусств возможна только при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по этим программам.
16. Образовательная программа в области искусств может включать как один, так и несколько учебных планов в зависимости от сроков обучения детей, установленных ФГТ.
17. Организация учебного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с расписанием занятий по каждой из реализуемых образовательных программ в области искусств, которое разрабатывается и утверждается образовательным учреждением самостоятельно на основании учебных планов.
18. Образовательное учреждение имеет право реализовывать образовательную программу в области искусств в сокращенные сроки при условии освоения обучающимся объема знаний, приобретения умений и навыков, предусмотренных ФГТ.
Сокращенными называются такие образовательные программы в области искусств, которые могут быть освоены ребенком в сокращенные сроки, по сравнению с нормативными, на основе имеющихся у него знаний, умений и навыков, приобретенных за предшествующий период обучения (непосредственно в данном образовательном учреждении или за его пределами, в том числе в форме самообучения).
Сокращение срока освоения образовательной программы в области искусств допускается при условии разработки образовательным учреждением сокращенной образовательной программы и готовности обучающегося к ее освоению. Решение об освоении обучающимся сокращенной образовательной программы в области искусств должно приниматься коллегиальным органом образовательного учреждения (советом образовательного учреждения или педагогическим советом) при наличии соответствующего заявления от родителей (законных представителей) обучающегося.
Имеющиеся у ребенка знания, умения и навыки, приобретенные им за пределами образовательного учреждения, а также наличие у него творческих и интеллектуальных способностей, а при необходимости и физических данных, могут позволить ему:
- приступить к освоению образовательной программы не с первого года ее реализации (поступление в образовательное учреждение не в первый, а в другие классы, за исключением выпускного);
- перейти на сокращенную образовательную программу в области искусств в процессе обучения в образовательном учреждении после достижения высоких результатов освоения пройденного учебного материала.
19. Образовательное учреждение имеет право реализовывать образовательную программу в области искусств по индивидуальным учебным планам при условии освоения обучающимся объема знаний, приобретения умений и навыков, предусмотренных ФГТ. Реализация учебного процесса по индивидуальному учебному плану может осуществляться в следующих случаях:
- наличие у обучающегося творческой и интеллектуальной одаренности, проявление которой связано с постоянным участием в творческих мероприятиях (конкурсах, концертах, олимпиадах и др.), подтверждающей возможность освоения учебных предметов в индивидуальном режиме;
- - наличие у обучающегося медицинских показаний, предусматривающих иной режим посещения учебных занятий, нежели режим, установленный общим расписанием.
20. В образовательном учреждении учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиками учебного процесса и учебными планами. Перенос сроков начала учебного года более чем на десять календарных дней осуществляется в исключительных случаях по решению учредителя.
21. При реализации образовательных программ в области искусств продолжительность учебного года с первого класса по класс, предшествующий выпускному классу, составляет 39 недель, в выпускном классе – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели (за исключением образовательной программы со сроком обучения 5 лет), со второго класса (при сроке обучения 5 лет – с первого класса) по выпускной класс – 33 недели.
22. Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32–33 недели – проведение аудиторных занятий, 2–3 недели – проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительную работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.
23. В образовательном учреждении с первого по выпускной классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель, в первом классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Летние каникулы устанавливаются в объеме 12–13 недель (в соответствии с ФГТ к той или иной образовательной программе в области искусств), за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные для общеобразовательных учреждений при реализации ими основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
24. В образовательном учреждении изучение учебных предметов учебного плана и проведение консультаций осуществляются в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам – от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).
25. При реализации образовательных программ в области искусств продолжительность учебных занятий, равная одному академическому часу, определяется уставом образовательного учреждения и может составлять от 40 до 45 минут, в первом-втором классах – от 30 минут. Продолжительность учебных занятий по одному предмету в день не должна превышать 1,5 академического часа.
26. В образовательном учреждении могут устанавливаться следующие виды аудиторных учебных занятий: урок (контрольный урок), прослушивание, творческий просмотр, творческий показ, зачет (технический зачет), спектакль, пленэр, репетиция, академический концерт, мастер-класс, лекция, семинар, контрольная работа, практическое занятие, лабораторное занятие.
27. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение, по каждому учебному предмету. Данное обоснование указывается в программах учебных предметов, реализуемых в образовательном учреждении.
Отводимое для внеаудиторной работы время может быть использовано на выполнение обучающимися домашнего задания, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительной деятельности образовательного учреждения, предусмотренных программой творческой и культурно-просветительной деятельности образовательного учреждения.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими материалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету.
28. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся является локальным нормативным актом образовательного учреждения, который принимается органом самоуправления образовательного учреждения (советом образовательного учреждения, методическим советом и др.) и утверждается его руководителем.
В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году рекомендуется устанавливать не более четырех экзаменов и шести зачетов.
29. Особенности творческого развития обучающегося в образовательном учреждении не исключают возможности перевода обучающегося с одной образовательной программы в области искусств на другую. Порядок перевода обучающегося с одной образовательной программы в области искусств на другую определяется уставом образовательного учреждения или локальным нормативным актом, принимаемым коллегиальным органом образовательного учреждения и утверждаемым руководителем образовательного учреждения.
30. При реализации образовательных программ в области искусств перевод обучающегося из класса в класс по итогам весенне-летней промежуточной аттестации осуществляется на основании решения коллегиального органа (совета образовательного учреждения, педагогического совета) образовательного учреждения о возможности дальнейшего освоения обучающимся образовательной программы в области искусств с учетом его творческого развития и, в случае необходимости, физических данных. Принятое решение оформляется соответствующим приказом руководителя образовательного учреждения.
31. В случае принятия решения о невозможности продолжения обучения по причине недостаточности творческих способностей и (или) физического развития обучающегося, образовательное учреждение обязано проинформировать о данном решении родителей (законных представителей) обучающегося и обеспечить его перевод на другую реализующуюся в образовательном учреждении образовательную программу в области искусств, либо предоставить возможность повторного обучения в соответствующем классе.
32. По решению коллегиального органа образовательного учреждения (совета образовательного учреждения, педагогического совета) за неоднократно совершенные нарушения устава допускается отчисление обучающегося из образовательного учреждения. Отчисление обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения. Образовательное учреждение обязано в течение двух недель проинформировать родителей (законных представителей) обучающегося об отчислении обучающегося из образовательного учреждения. Отчисление обучающихся по инициативе образовательного учреждения во время их болезни или каникул не допускается.
Порядок и условия отчисления обучающихся должны определяться уставом образовательного учреждения.
33. Обучающиеся имеют право на восстановление в образовательном учреждении при наличии в нем вакантных мест. Порядок и условия восстановления в образовательном учреждении лица, отчисленного ранее из образовательного учреждения, определяются уставом образовательного учреждения.
34. При реализации образовательных программ в области искусств в образовательном учреждении осуществляется методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса (в том числе – образовательных программ, форм и методов обучения) с учетом развития творческой индивидуальности обучающегося. С этой целью в образовательном учреждении создается методический совет. Требования к методической работе, порядок оценки ее результатов определяются уставом или локальным нормативным актом образовательного учреждения.
35. Реализация образовательных программ в области искусств обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам. В образовательном процессе соответствующего учреждения используются учебники, учебно-методические пособия, хрестоматии, нотные издания, аудио-, видеоматериалы и другие учебно-методические материалы, перечень которых должен содержаться в программах учебных предметов. Финансирование расходов на приобретение таких учебников, учебно-методических пособий, хрестоматий, нотных изданий, аудио-, видеоматериалов и других учебно-методических материалов должно осуществляться учредителем образовательного учреждения.
36. Права и обязанности обучающихся образовательного учреждения определяются законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения. Обучающимся выдаются ученические билеты по форме, устанавливаемой образовательным учреждением.
Обучающиеся имеют право бесплатно пользоваться библиотекой, фонотекой, аудио- и видеоматериалами образовательного учреждения, информационными ресурсами, услугами социально-бытовых, лечебных и других подразделений образовательного учреждения в порядке, установленном уставом и локальными нормативными актами образовательного учреждения.
37. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся определяются уставом образовательного учреждения. В частности, могут быть предусмотрены следующие обязанности:
- выполнять устав образовательного учреждения и принятые на его основе локальные нормативные акты образовательного учреждения;
- воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, творческом, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
- создавать условия, необходимые для получения ими образования в образовательном учреждении.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся, не предусмотренные уставом образовательного учреждения, могут закрепляться в заключенном между ними и образовательным учреждением договоре.
38. Реализация образовательных программ в области искусств обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого ими учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, устанавливается ФГТ.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 непосредственно предшествующих лет.
39. Педагогические работники обязаны обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, систематически заниматься повышением своей квалификации. Педагогические работники должны осуществлять творческую и методическую работу.
40. Образовательное учреждение должно создавать условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы в области соответствующего вида искусств, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций, использования передовых педагогических технологий.
41. Образовательное учреждение имеет право осуществлять международное сотрудничество в области образовательной, творческой, методической и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Международное сотрудничество образовательных учреждений также может осуществляться на основе договоров, заключенных с иностранными физическими и (или) юридическими лицами.