В 2018 году впервые была введена категория участников конкурса «Преподаватель пения (соло, ансамбль): академическое, народное, эстрадное».
В номинации «лучший открытый урок преподавателя ДШИ, ДМШ, ДХШ» было представлено 18 конкурсных уроков преподавателей детских школ искусств Томской области:
академическое пение:
МБОУДО «ДШИ №1 имени А.Г. Рубинштейна», г. Томск – 3 участника;
МБОУ ДО «ДМШ №4», г. Томск - 1 участник;
МАОУДО «ДШИ № 4», г. Томск – 3 участника;
МАОУ ДО "Зырянская ДШИ", Томская область – 1 участник;
МАОУДО "Первомайская ДШИ", Томская область – 1 участник.
народное пение:
МБОУДО «ДШИ №1 имени А.Г. Рубинштейна», г. Томск – 1 участник;
МАОУДО «ДШИ № 3», г. Томск – 2 участника.
эстрадное пение:
МБОУДО «ДШИ №1 имени А.Г. Рубинштейна», г. Томск – 2 участника;
МБОУДО ДМШ №2" г. Томска – 1 участник;
МБОУ ДО "ДШИ" г. Кедрового – 1 участник;
МБОУ ДО ДШИ п.Молодежный (СП п. Рассвет) – 1 участник;
МКОУ ДО "ДШИ с. Мельниково" – 1 участник.
В номинации «лучшее открытое занятие преподавателя ссуза» было представлено1 конкурсное занятие по академическому пению преподавателя из ГБПОУ ЧО "Озерский государственный колледж искусств", Челябинской области.
В состав жюри данной категории участников вошли:
Председатель жюри:
Баулина Вера Геннадьевна, заслуженная артистка РФ, профессор кафедры хорового дирижирования Красноярского государственного института искусств, преподаватель отделения «Музыкальное искусство эстрады» Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича, обладатель Гран при и Золотой медали международного конкурса "Еisteddfod 93".
Члены жюри:
Рудакова Марина Ивановна, преподаватель ДХО Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф. Мурова, заведующая вокально-хоровым отделением МБУДО ДМШ №2 им. Е. Светланова, руководитель Камерного хора ДМШ №2 , президент Вокальной Ассоциации Новосибирского Музыкального общества (творческий союз), Лауреат Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств» 2017г. Диплом Министерства культуры РФ, заслуженный работник культуры РФ
Лысякова Анастасия Васильевна, зав. дирижерско-хоровым (народным) отделением НОККиИ (г. Новосибирск).
Критерии оценки конкурсных материалов определены Положением:
- определенность, ясность, четкость и реальность поставленных цели и задач урока;
- педагогически оправданный подбор форм и методов, использованных на уроке;
- наличие новизны в методике преподавания;
- творчество преподавателя;
- владение преподавателем современными методиками и технологиями;
- педагогическая культура;
- создание условий для активной деятельности обучающихся, использование разнообразных материалов на уроке;
- результативность урока;
- качество владения преподавателем видом искусства, соответствующим выбранному направлению конкурса.
Каждый критерий оценивался по 10-бальной шкале. Дополнительные 10 баллов можно было получить за конспект конкурсного урока. Максимально возможный балл – 100 баллов. Члены жюри работали дистанционно - просматривали и оценивали видеозаписи уроков, а также конспекты уроков и дополнительные методические материалы. В итоге все преподаватели – участники конкурса были отмечены соответствующими дипломами: определены одиннадцать лауреатов 1, 2, 3 степеней и восемь дипломантов 1,2,3 степеней.
Итоги конкурса:
Номинация «лучший открытый урок преподавателя ДШИ, ДМШ, ДХШ»
Дипломанты 3 степени: Климанова Юлия Валерьевна. МБОУ ДО «ДМШ №4», г. Томск; Завьялова Лилия Владимировна. МБОУДО «ДШИ № 1 имени А.Г. Рубинштейна», г. Томск.
Дипломанты 2 степени: Микаелян Ануш Арменовна. МБОУДО «ДШИ № 1 имени А.Г. Рубинштейна», г. Томск.
Дипломанты 1 степени: Веденева Ксения Владимировна. МБОУДО «ДШИ № 1 имени А.Г. Рубинштейна», г. Томск; Нильзен Татьяна Васильевна. МАОУ ДО "Зырянская ДШИ", Томская область; Рыжикова Мария Геннадьевна. МБОУ ДО "ДШИ" г. Кедровый, Томская область; Снытко Тамара Сергеевна. МБОУ ДО ДШИ п. Молодежный (СП п. Рассвет), Томская область; Парамошин Игорь Юрьевич. МБОУДО «ДМШ №2» г. Томска.
Лауреаты 3 степени: Сальникова Лариса Алексеевна. МБОУДО «ДШИ № 1 имени А.Г. Рубинштейна», г. Томск; Сухушина Елена Александровна. МБОУДО «ДШИ № 1 имени А.Г. Рубинштейна», г. Томск; Гоголева Анна Ивановна. МАОУДО "ДШИ №3", г. Томск; Божок Татьяна Евгеньевна. МАОУДО "ДШИ №3", г. Томск; Коваленко Юлия Николаевна. МБОУДО «ДШИ № 1 имени А.Г. Рубинштейна», г. Томск; Ускова Марина Александровна. МКОУ ДО "ДШИ с. Мельниково", Томская область.
Лауреаты 2 степени: Муслимова Евгения Анатольевна. МАОУДО ДШИ № 4, г. Томск; Малиновская Екатерина Евгеньевна. МАОУДО ДШИ № 4, г. Томск.
Лауреаты 1 степени: Сабитова Гузель Аминовна. МАОУДО "Первомайская ДШИ", Томская область; Фомина Елена Вениаминовна. МАОУДО ДШИ № 4, г. Томск.
Номинация «лучшее открытое занятие преподавателя ссуза»
Лауреат 3 степени: Федотова Наталья Юрьевна. ГБПОУ ЧО "Озерский государственный колледж искусств", г. Озерск, Челябинская область
Члены жюри внимательно проанализировали конкурсные материалы и отметили следующее.
Общие положительные моменты:
- Участие в конкурсе молодых педагогов со стажем работы от 1 года наряду с опытными преподавателями.
- Решение на уроках одной из важных задач музыкального воспитания: привить детям любовь к пению, сформировать необходимые навыки, дать надлежащие знания.
- Использование следующих методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский.
- Творческий подход к выстраиванию и ведению урока. Построение индивидуальных и групповых уроков основывается на следующих принципах и методах:
- принцип эмоциональной драматургии занятия;
- принцип контраста (чередование различных форм деятельности, приёмов работы, темпов произведения);
- метод «забегания» вперёд и возвращения к пройденному;
- метод проблемно-поисковый, сравнения по сходству и различию;
- метод наблюдений и упражнений;
- словесный, для формирования теоретических знаний;
- практический (демонстрационный), для практического применения умений и навыков.
- Актуальность выбранных преподавателями тем открытых уроков.
- Естественность проведения занятий, без работы на «камеру».
- Ответственность в подготовке конкурсных материалов, старание проявить свои самые лучшие профессиональные качества и показать формы и методы, применяемые на занятиях.
- Высокий уровень профессионального мастерства преподавателей сольного академического пения и хорового класса (академического).
- Качественная работа преподавателей, использующих в обучении традиционные методики и технологии певческого воспитания детей.
- Глубокие знания в своей области и владение методическими приемами, необходимыми для достижения поставленных целей. Чувствуется любовь к своей профессии и внимательное, терпеливое отношение к обучающимся.
- Использование преподавателями приемов и рекомендаций следующих методик: «Фонопедический метод развития голоса» В. Емельянова, «Дыхательная гимнастика» Н. Стрельникова, «Теория и методика обучения детей пению» и «Акустические основы вокальной методики» Г.Стулова, упражнения из методик обучения сценической речи и актерского мастерства, логопедические песенки-упражнения.
Члены жюри отметили, что большинство уроков, представленных на конкурс, проведены на высоком профессиональном уровне, демонстрируют творческие находки педагогов, хороший контакт преподавателей с учениками и положительную эмоциональную окраску.
Наряду с положительными отзывами члены жюри отметили некоторые моменты в конкурсных материалах, которые повлияли на снижение индивидуальных результатов и требуют доработки:
- Неудачный или непродуманный ракурс положения ребенка или группы детей, что повлияло на качество звука и оценку результативности урока.
- За стремлением выполнить задачу, определенную темой урока, большинство преподавателей не обращало внимания на неточную (фальшивую!) интонацию.
- Начальное представление «по бумажке» целей и задач правильнее было бы не выносить на запись урока перед учащимися (жюри может прочитать их полностью в конспекте урока), а очень кратко и доступно представлять детям в начале урока.
- Меньше обращаться к учащимся с теоретическими вопросами, а показывать те или иные приемы и методы работы, которые подтвердят проработку этих навыков или понятий на практике (на многих видео-уроках преподаватели много времени тратили на теоретическое выяснение тех или иных понятий и совсем не показывали их проработку на занятии, а это оставляет впечатление «показушности и наигранности»).
- Тщательнее продумывать тематику урока, так как многие не раскрывали заявленную тему.
- Подбирать репертуар с учетом возрастных и певческих возможностей учащихся, и, конечно, с учетом их интересов (очень неловко оценивать урок, на котором дети откровенно скучают, а преподаватель словно не замечает этого факта).
- Очень важным моментом является внешний вид преподавателя (например, слишком короткое платье или небрежность в одежде).
- Большую часть урока занимает распевание, которое строилось без опоры на заявленную тему урока. Распевание – это не только настройка всего певческого аппарата, и организма в целом на дальнейшую работу, но и освоение, закрепление нужных вокальных навыков. Не все ставят и объясняют задачу каждого упражнения в распевке. Во время распевания преподаватели очень громко и не всегда точно играют на фортепиано мелодию упражнения и гармонический аккомпанемент (за редким исключением), в результате чего ребенка не слышно.
- Длинные рассказы-рассуждения о произведениях. Данный вид работы используется на начальном этапе (знакомство с произведением), что не соответствует данному этапу (впевание, закрепление, осмысленное исполнение).
- «Ошибки» в определениях, недостаточное применение и неточность профессиональных терминов, не всегда грамотная речь. Ограничен словарь эстетических эмоций.
- «Современные технологии» подразумевают использование не только компьютеров, просмотр видеоматериалов (что, без сомнения, нужно и полезно), но еще и умение анализировать прослушанное, делать выводы.
- Определить такие понятия как «Форма вокального произведения», «Фразировка», «Логическое ударение», которое не всегда совпадает с ударным слогом и высокой нотой в мелодии. А для нахождения смысловых центров (кульминаций) мало читать текст, надо еще и анализировать средства музыкальной выразительности. Нужно учить детей думать и сопереживать.
Всем участникам конкурса жюри выражает благодарность за педагогическое мастерство и увлеченность, желает дальнейших творческих достижений и радости открытий музыкальных способностей у детей.