11-12 ноября 2014 года в г. Томске состоялся Областной конкурс профессионального мастерства «Мы делаем мир прекраснее» в рамках празднования 70-летия Томской области. Учредитель конкурса – Департамент по культуре и туризму Томской области, организатором выступил Томский областной инновационный учебно-методический центр культуры и искусства.
В заключительном этапе конкурса приняли участие 20 человек, из них 8 представляли детские школы искусств и 12 – средние профессиональные учебные заведения. Всего было представлено девять образовательных учреждений из шести территорий Томской области: г. Томск, городской округ Стрежевой, ЗАТО ГО Северск, г. Асино, с. Кожевниково Кожевниковского района, с. Зырянское Зырянского района. Из общего числа участников 13 представляли музыкальное направление разных жанров – академический и эстрадный вокал, хоровое (народное и академическое) пение, музыкальный фольклор, музыкально-теоретические дисциплины, инструментальное исполнительство (фортепиано, клавишный синтезатор, флейта, домра); 3 человека – художественные дисциплины (рисунок, живопись); 2 – хореографическое направление и по одному участнику по дисциплинам «организация туристической индустрии» и «визаж и стилистика».
Конкурс включал два этапа – заочный и очный. На первом участниками были представлены профессиональные портфолио и видео-презентации по теме «Мой путь к успеху». Очный тур проходил в виде открытого занятия по единой теме «Введение в специальность (предмет, программу)».
Особенно хочется отметить участие в конкурсе наряду с опытными преподавателями большого числа молодых педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность. Несмотря на неизбежный в таком случае разрыв в баллах, полученных участниками за портфолио, многие из молодых преподавателей продемонстрировали высокий творческий потенциал, уверенное владение профессиональными навыками и способность на равных конкурировать с более опытными коллегами.
По итогам конкурса хочется отметить несколько принципиальных позиций.
Знакомство с участниками конкурса, первое впечатление членов жюри складывалось в процессе просмотра видео-презентаций. Наиболее яркие, оригинальные, запоминающиеся творческие видеопортреты были представлены преподавателями школ искусств, практически все из них получили высокие баллы. Высший балл получили презентации Пешковой Т.А. (ДХШ № 1, г. Томск), Репиной С.В. (ДШИ, г. Стрежевой), ДворниковойН.А. (ДШИ, г. Северск), Коваленко Ю.Н. (ДШИ № 1 им. А.Г.Рубинштейна, г. Томск), Байгуловой Ю.М. (ДШИ, г. Северск).
К сожалению, некоторые презентации преподавателей средних профессиональных учебных заведений были сделаны по общему шаблону, фактически дублировали материал портфолио, и поэтому не смогли достойно представить творческий потенциал участников и их индивидуальную неповторимость. Среди представленных презентаций преподавателей колледжей можно отметить оригинальный творческий подход к выполнению задания Берёзкиной Л.В., Гаденова С.С. (ГКСКТиИ).
Очный этап конкурса – проведение открытых уроков – предоставил возможность конкурсантам публично продемонстрировать свою творческую активность и профессиональное мастерство.
Среди преподавателей детских школ искусств высокие результаты (более 30 баллов из 39 возможных) показали Дворникова Н.А. (ДШИ, г. Северск), Пешкова Т.А. (ДХШ № 1, г. Томск), Шершнева Т.В. (ДШИ, с. Зырянское), Челнокова В,Н. (ДШИ, с. Кожевниково).
Наиболее высокими баллами среди участников - преподавателей ссузов – были отмечены уроки Масловской Н.А., Ковалёвой Ю.Ю., Грибанова А.В. (все - ГКСКТиИ).
Жюри отметило, что в ходе проведения уроков выявились некоторые общие методологические, дидактические и организационные недочеты, повлиявшие на качество и, соответственно, оценку конкурсных выступлений, на которые хотелось бы обратить внимание как участников, так и методистов, курирующих их подготовку к конкурсу:
- наименование предметов (учебных дисциплин) необходимо привести в соответствие с утвержденными учебными планами (например, «Хоровой класс» - это учебная дисциплина, а участник называет свой урок «Введение в специальность «Хоровой класс»);
- тема занятия у некоторых участников не соответствовала обозначенной в Положении о конкурсе идее – урок как первое знакомство с учениками, введение в предмет с целью заинтересовать, вызвать интерес и т.д.
- в плане-конспекте урока тема не всегда соответствовала названию (например, участником заявлен урок «Введение в специальность», а тема занятия «Работа над дикцией»);
- задачи урока не должны быть многочисленными, они должны быть четко сформулированы и, главное, соответствовать возможностям 30-минутного занятия;
- содержания урока должно последовательно раскрывать заявленную тему. К сожалению, некоторые уроки, несмотря на то, что они были проведены на достаточно высоком профессиональном уровне, стали лишь демонстрацией наработанных педагогом форм и методов обучения. Это не всегда отвечало поставленным целям, задачам и теме урока и повлияло на итоговую оценку выступления;
- на некоторых занятиях использование видеоаппаратуры и наглядных материалов не соответствовало целям, задачам и самому ходу урока; хотелось бы видеть техническое сопровождение открытого занятия более соответствующим его целям, задачам и более оправданным самим ходом урока;
- к сожалению, в оформлении планов-конспектов уроков иногда встречались небрежность (отсутствие фамилии участника), опечатки и орфографические ошибки, также повлиявшие на общую оценку выступления. Жюри считает это досадным минусом, тем более недопустимым в конкурсе педагогического мастерства;
- в качестве пожелания хотелось бы обратить внимание некоторых участников на необходимость более ответственного отношения к организационной части своего конкурсного выступления (своевременное прибытие, подготовка рабочего места, проверка аппаратуры, внешний вид).
Подводя итоги прошедшего конкурса в целом, необходимо отметить хороший уровень организации, продуманность конкурсных заданий, позволивший участникам всесторонне и творчески раскрыть свой профессиональный потенциал, продемонстрировать мастерство, поделиться наработанным опытом с коллегами.
В свете современной государственной политики в области художественного образования, направленной на развитие первой ступени профессионального образования, повышения качества обучения в ДШИ, введение федеральных государственных требований и предпрофессиональных программ, хотелось бы видеть в числе участников конкурса больше представителей детских музыкальных школ и школ искусств.
Хочется пожелать организаторам сохранить и продолжить традиции проведения подобных конкурсов, а всем участникам – постоянного совершенствования своего мастерства, поиска новых стимулов к творческим вершинам и больших педагогических побед.
С уважением,
Щитова Лариса Леонидовна, председатель жюри конкурса, заместитель директора Кемеровского музыкального колледжа по научно-методической работе.
Справки по телефону 8 3822 51-28-58